Федеральную антимонопольную службу (ФАС) попросили проверить «Яндекс Заправки» — в частности, насколько обоснован введенный компанией сервисный сбор на приобретение топлива. Такое обращение в адрес главы ФАС Максима Шаскольского направил член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев. «Известия» ознакомились с документом.
Также автор обращения попросил проверить, не сговорились ли участники рынка поднять цены на топливо, и проанализировать влияние сервисного сбора цены для граждан.
В ФАС «Известиям» подтвердили, что получили письмо. Там сказали, что служба рассмотрит обращение.
Летом «Яндекс Заправки» уже увеличили для владельцев АЗС комиссию в приложении с 2,39 до 3,59% от суммы чека. С ноября компания стала вводить сервисный сбор и для самих водителей в регионах за пользование приложением. Для автовладельцев в Санкт-Петербурге он составляет 9,99 рубля, для пользователей в Чувашии, Татарстане, Башкирии — 4,99. В ближайшие месяцы сбор начнет действовать во всех регионах работы сервиса, сказали «Известиям» в «Яндексе». Там добавили, что он составит не больше 10 рублей независимо от объема залитого топлива.
— Введение сервисного сбора необходимо для покрытия затрат сервиса, его дальнейшего масштабирования и развития сопутствующих услуг, — сказали в компании.
Средняя цена литра бензина в России составляет 50 рублей, а средний объем заправки — 20 л, то есть удорожание топлива для клиента при заправке через «Яндекс» составило 0,5–1%, сказано в письме в ФАС. При этом средний темп подорожания бензина в рознице в год составляет около 0,1%, то есть в 5–10 раз меньше, отмечено в документе.
Автор высказал опасения, что такие действия «Яндекс Заправок» могут побудить прочих агрегаторов ввести аналогичные сборы и тогда затраты россиян на топливо вырастут.
Предложение проверить политику «Яндекс Заправок» и других цифровых агрегаторов обоснованно, считает генеральный директор «Красносельской топливной компании» Ринат Муртазин. Представитель бизнеса подтвердил, что из-за сервисного сбора клиенты теперь вынуждены тратить на заправках на 5–10 рублей больше. С такой оценкой согласна и управляющий партнер сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.
Поддержал идею проверки политики «Яндекса» и вице-президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга (входит в Российский топливный союз) Дмитрий Королев.
— Увеличение сборов с автомобилистов и владельцев АЗС — не единственная возможность влияния «Яндекса» на топливный рынок. Компания может продвигать определенные сети через рекламу в навигаторе (приложения «Карты», «Навигатор», «Авто»), рекомендовать маршруты. Поэтому цифровая отрасль должна быть строго урегулирована, — сказал он.
Также холдинг может влиять на работу АЗС за счет таксистов, которые получают преференции в получении заказов за использование «Яндекc Заправок», добавила Екатерина Савкина.
Как писали «Известия», сегодня к сервису подключена примерно треть из 24 тыс. АЗС России. Общая аудитория пользователей, по данным «Яндекс Заправок», составляет 37 млн человек. Другими сервисами, например Benzuber, FuelUp, и приложениями крупных нефтяных компаний пользуется еще более 10 млн человек, отметил Дмитрий Тортев.
В Минэнерго «Известиям» сказали, что выбор сервиса для заправки автомобиля — вопрос персонального решения и предпочтений каждого отдельного гражданина. Влияния на конечную стоимость бензина нет, добавили в ведомстве.
«Известия» направили запросы в сервисы и нефтяные компании.
По сути, «Яндекс» создал агрегатор информации о заправочных станциях и сервис по оплате услуг АЗС — продавцов и покупателей завлекают удобством поиска заправок, а также расчетами, скидками и бонусами, отметил заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС Андрей Тенишев.
— После подключения к этому сервису заправочная станция появляется на карте в приложениях «Яндекс Заправки», «Яндекс Навигатор» и «Яндекс Карты». В силу этого поток клиентов увеличивается, и наоборот, если АЗС нет в сервисе, ее труднее найти, и количество клиентов уменьшается. Это классический случай получения контроля над смежным товарным рынком через внедрение цифровых сервисов, — считает эксперт.
Для автомобилистов выгоды «Яндекс Заправок» понятны — это возможность дистанционной оплаты топлива, которая важна была в условиях пандемии или зимних холодов, отметил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. Кроме того, при оплате через сервис у автомобилиста есть возможность принять участие в его маркетинговых активностях, добавил эксперт.
АЗС от сервиса получают дополнительный клиентский трафик — таксистов и лояльных пользователей приложения, сказал Павел Баженов. Если новый сервисный сбор отпугнет кого-то из потребителей, то это только простимулирует их пойти оплачивать на кассу, что всегда плюс для АЗС, ведь стимулирует приобретать сопутствующие товары, подчеркнул глава НТС.
— Изначально для вовлечения и бизнеса, и людей приложения были условно бесплатны. Однако по мере привыкания и увеличения числа пользователей стала вводиться плата. Так, например, появилась плата у «Яндекс Доставки» и Delivery Club, — отметил зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев.
Эксперт добавил, что у цифровых платформ также есть траты, например, они платят за эквайринг — это порядка 1,7–3% от чеков, но в целом дополнительного функционала на фоне новых сборов с клиентов особо не появлялось. А учитывая непростую экономическую ситуацию в стране на фоне санкций, а также то, что, как правило, заправочный бизнес отличается низкой маржинальностью (в некоторые годы АЗС были вынуждены даже работать в минус), дополнительные сборы с компаний и граждан сейчас крайне нежелательны, уверен Дмитрий Гусев.
Валерий Воронов