Очевидное решение проблемы – сменить номер. Но оно не всегда подходит: например, был куплен «красивый» номер или специально подбирался номер с определенными цифрами. Потом коллекторы могут начать прессовать не сразу, а когда номер «прижился» у ваших друзей и партнеров. В конце-то концов, можно сказать «какого черта!» и попытаться с этим бороться. Ситуация усложняется, если предыдущий владелец понабрал кредитов в нескольких банках и микрофинансовых организациях.
Форумы в Интернете пестрят жалобами практически на всех операторов, которые продают б/у номера. Читатели «Фонтанки» также страдают от наследства заемщиков. «Подключал корпоративные номера у «Билайна». Симки выдали с номерами, которые явно использовались ранее, номер начинался на 905, этот пул номеров в ходу уже около 10 лет. Через какое-то время на один из номеров начались звонки от коллекторов. Реагировал всегда спокойно, и со стороны коллекторов хамства не было. Однако мои устные уверения в том, что номер уже не принадлежит прежнему владельцу, не срабатывали», – рассказывает Илья Коровёнков, сооснователь компании «Чили.Лаб». В итоге он решил проблему, попросив звонивших связаться с корпоративным отделом «Билайна», чтобы те подтвердили смену владельца номера. После этого разговора звонки от коллекторов прекратились.
Но этот пример едва ли не уникален. В другом случае проблему владельцы б/у номера так и не решили. «Нам стали названивать личности из компании «Кредит Инкассо Рус» и требовать к телефону Иванову Татьяну Сергеевну. Мы миллион раз объясняли им, что нет такого человека и т.д. и т.п., но безрезультатно», – говорит Александр Трифонов, главный эксперт компании 48Prav.ru. – Попытки самим обратиться в компанию «Кредит Инкассо Рус» ни к чему не привели, мы общались очень корректно и просили лишь исключить из коллекторского дела номер телефона, на котором с декабря 2013 года нет Ивановых. Мы в итоге слышим: «Старших сейчас никого нет, перезвоните позже».
В результате пострадавшей компании пришлось блокировать входящий номер. «Номерная емкость у коллекторов огромная, в среднем около 300 номеров. Мы ожидаем, когда все их номера окажутся в заблокированном режиме», – заключает Александр Трифонов.
Впрочем, есть и вменяемые коллекторы. В агентстве взыскания Filbert рассказали «Фонтанке», что они не заинтересованы тратить время на пустые звонки. Чтобы «оправдаться», новому владельцу необходимо... всего лишь прислать копию своего договора с оператором связи на электронный/почтовый адрес компании.
Читатель «Фонтанки» Георгий весной 2015 года купил в Москве номер МТС и получил общение с коллекторами, которые отказывались ему верить. Номер пришлось сменить. В январе 2016 года в Петербурге с ним произошла аналогичная история с оператором «Теле2»: начались звонки по просроченному долгу по банковской карте и SMS по другому долгу от банка Home Credit. В службе поддержки клиентов «Теле2» посоветовали лично обратиться в банки с претензией, а также позвонить им на «горячую» линию. Также посоветовали и другой выход из ситуации – бесплатно сменить номер, прийти в салон связи и написать заявление.
Юристы также советуют именно такой вариант – сменить номер телефона. «Действия, сопряженные с написанием претензии в адрес оператора связи, не принесут нужных результатов ввиду того, что последний не несет ответственности за долги своих клиентов и не может повлиять на коллекторов, – считает управляющий партнер юридической компании «Альфа-Легал» Анна Банько. – Что касается деятельности самих коллекторов, то можно просто вежливо объяснить им ситуацию и выслать на их адрес ваш договор с сотовым оператором».
Анна Банько считает, что можно даже обратиться в суд на коллекторов, хотя эта затея достаточно трудозатратная и малорезультативная: «Тогда необходимо выяснить юридическое лицо, от имени которого действует коллектор, и подавать иск о компенсации морального вреда. Сумму можно выиграть чисто символическую – до 10 тысяч рублей. Доказательства для суда лучше собирать самостоятельно, а именно: записывать телефонные переговоры, получить распечатки звонков, сохранять эсэмэски с угрозами, не удалять интернет-переписку». Рекомендуют юристы и написать жалобу в прокуратуру, если коллекторы окажутся неадекватными.
«Фонтанка» опросила экспертов в сфере IT, которые рассказали, что текущая ситуация возникла из-за особенности «жизни» абонентского номера оператора сотовой связи. После прекращения активности абонента и обнуления его счета проходит 9 – 15 месяцев, в течение которых номер лежит в «отстойнике», затем его снова отправляют в продажу. По практике у разных операторов данные сроки могут ужиматься.
Схема работы сотовых операторов через дилеров (в том числе по франшизе) также способствует тому, что б/у номера быстро возвращаются в оборот. «Схемы вознаграждения дилеров привязаны к качеству подключенных абонентов. Если вновь подключившийся клиент не проговорил 3 месяцев, то он считается некачественным, и дилер получает не бонус, а штраф, – объясняет Александр Янкевич, главный редактор портала spbit.ru. – Конечно же, в такой ситуации дилеру выгоднее вернуть этот номер побыстрее в оборот. Тем более некоторые особо приближенные дилеры могут сами перевыпускать SIM-карты или делать запросы на перевыпуск у операторов, мотивируя это различными причинами».
Операторы, конечно, могли бы просто вычеркивать бывшие в употреблении номера и заводить новые – ведь сейчас нет никаких проблем с самим объемом нумерации. Но не делают этого, так как обслуживать и проводить аудит номерной емкости оператору легче в одном диапазоне (+7-921, +7-905, +7-981 и так далее).
По оценкам аналитического агентства «Рустелеком», в 2015 году в Петербурге совокупная номерная емкость сотовых операторов составляла около 19 млн номеров.
Николай Львов