Государственное Унитарное Предприятие газового хозяйства Московской области ГУП МО «Мособлгаз», образованное в 1958 году в период активной газификации страны, в настоящее время эксплуатирует разветвленное газовое хозяйство Подмосковья – крупнейшее в России. Сегодня здесь действует более 41 тыс. км. подземных газопроводов, газифицировано более 2,7 млн. квартир и домовладений, 6 200 коммунально-бытовых предприятий, а также свыше 2 800 промышленных предприятий и котельных. Газораспределительные сети ГУП МО «Мособлгаз» покрывают всю территорию Московской области, а подразделения и филиалы компании имеются в каждом районе Подмосковья. Сегодня в топливном балансе Московской области газ занимает более 82%, причем большая часть объектов снабжается природным газом, а ежегодный объем его реализации превышает 17 млрд. кубометров.
Для предприятия такого уровня одна из приоритетных задач – это снижение издержек и повышение производительности. В сфере управления транспортом это означает сокращение пробега и простоев, повышение дисциплины водителей, контроль условий эксплуатации техники и повышение ее ресурса, а также предотвращение нецелевого использования транспорта и различных злоупотреблений, например, приписок и слива топлива. Решение этих задач взяла на себя система «АвтоТрекер», осуществляющая полный и непрерывный контроль местонахождения и перемещений всего автотранспорта ГУП МО «Мособлгаз».
Высокая эффективность созданного решения была продемонстрирована в ходе пилотного проекта, показавшего 30%-е снижение пробега и расхода топлива ТС. Для проекта тщательно подбирали поставщиков электронной картографии. Информацию, предоставляемую системой «АвтоТрекер», всесторонне проверяли, сравнивая с результатами контрольных заездов ТС. Водители стали строже соблюдать скоростной режим, что снизило процент аварийности в целом по Предприятию.
Данный проект имеет ряд существенных особенностей. Первая связана с распределенной структурой компании (13 филиалов, 74 подразделения), большим количеством и сложной географией объектов контроля. Кроме того, с системой мониторинга постоянно работают свыше 100 пользователей, имеющих различные полномочия. Наконец, немало сложностей было связано с разнородностью автопарка заказчика, необходимостью обеспечить надежную работу бортового оборудования «АвтоТрекер» при снижении емкости и быстром разряде аккумуляторов. Так, решение последней задачи потребовало внесения изменений в стандартную схему подключения бортового оборудования.
Положительные результаты данного проекта создали предпосылки его развития. В качестве первоочередной задачи намечена интеграция корпоративной системы мониторинга транспорта с различными учеными системами, которые применяет ГУП МО «Мособлгаз».
«Выбирая систему мониторинга транспорта, мы ожидали значительного экономического и организационного эффекта. Появилась возможность мониторинга работы всего автотранспорта в реальном времени. Оптимальное планирование его работы стало простой операцией, а любые отклонения выявляются автоматически. Думаю, для крупной организации рост качества управления транспортом не менее важен, чем прямая экономия, – говорит Сергей Витальевич Макаров, Начальник Управления информационных технологий ГУП МО „Мособлгаз“. – Подключив к системе мониторинга весь транспорт, мы получаем возможность интегрировать мониторинг автотранспорта в систему управления предприятия – за счет автоматической передачи информации в учетные системы. Качественная поддержка такой интеграции была одним из наших принципиальных требований к системе мониторинга. Опыт проекта показывает, что система „АвтоТрекер“ обладает всем необходимым функционалом для решения наших текущих и перспективных задач».
«Контроль перемещений автотранспорта и расхода топлива – это базовая задача мониторинга. Но её решение в территориально-распределенной организации со сложной организационной структурой требует особого управления проектом. Кроме того, нужна определенная экспертиза в предметной области, ведь работа автотранспорта встроена в технологические процессы предприятия-заказчика. В данном проекте последнее обстоятельство особенно важно, ведь ГУП МО „Мособлгаз“ – это инфраструктурное предприятие, обеспечивающее поставку газа потребителям одного из наиболее экономически развитых и густонаселенных регионов страны, – говорит Иван Нечаев, генеральный директор компании “Русские Навигационные Технологии”. – Проект показал характерный для таких внедрений уровень снижения издержек, и для нашего заказчика это, несомненно, полезно. Но, на мой взгляд, не менее важно, что созданное решение содержит значительный, еще не использованный потенциал. Его реализация может принести ГУП МО „Мособлгаз“ дополнительный эффект».
О системе «АвтоТрекер» (AutoTracker)
«АвтоТрекер» – интеллектуальная навигационная система, обеспечивающая комплексный мониторинг подвижных объектов с помощью систем глобального позиционирования ГЛОНАСС и GPS. Система позволяет оптимизировать использование транспортных средств, автоматизировать управление автопарком, повысить ответственность персонала и обеспечить контроль состояния груза. Благодаря внедрению системы «АвтоТрекер» сокращаются расходы на топливо и эксплуатацию, исключается нецелевое использование транспорта, повышается инвестиционная привлекательность бизнеса.
Важной особенностью системы «АвтоТрекер» является локализация логической обработки первичных данных, полученных от датчиков, непосредственно в интеллектуальном бортовом блоке. Этот блок превращает низкоуровневые показания датчиков в логические события, отслеживает правила, описывающие допустимые и недопустимые ряды таких событий и в соответствии с этими правилами выдает команды управляющим элементам. Правила позволяют задать критические области и пороговые значения параметров, требующие специальной обработки, описать маршрут и допустимые отклонения, выявлять нештатные ситуации на основе определенных последовательностей событий. Причем обработка выполняется даже в автономном режиме. Все это значительно снижает нагрузку на сеть передачи данных и требования к ее доступности, а также позволяет управлять сложным набортным оборудованием с собственным набором датчиков, управляющих элементов и правил, описывающих логику их работы.