Как отметил на пресс-конференции генеральный директор компании МИТ Андрей Сабайдаш, важность получения своевременной и достоверной информации о пробках осознают уже практически все. Однако, как считают эксперты, активная борьба с автомобильными пробками способна принести более чем ощутимый эффект не только автомобилистам, но и стать значимым явлением в интересах всей страны. Согласно оценкам, из-за пробок на дорогах потери России соразмерны приблизительно 4 % ее ВВП. Если принять во внимание, что Правительство закладывает в свои планы годовой прирост в размере 6-8 % ВВП, то потери на дорогах выглядят более чем значимо.
Пробки на дорогах превратились сегодня в основной навигационный фактор, затрудняющий жизнь не только частным автомобилистам, но и мешающий планированию и реализации производственных планов для практически всех компаний, государственных и частных. Бороться с этим явлением можно разными способами. Однако наиболее эффективным следует признать использование математических методов.
Компания «МИТ» была организована в Санкт-Петербурге в 2003 году. Предложенная ею навигационная программа CityGuide стала первой в России, где нашла реализацию технология сбора и использования информации о пробках в городе. В 2006 году появились первые навигаторы с установленной заводским способом программой CityGuide и показом информации о пробках.
Сегодня основные направления деятельности компании – разработка и продажа навигационного программного обеспечения, предоставление различных сервисов участникам дорожного движения, включая информацию о пробках и заторах на дорогах, оперативную корректуру дорожной обстановки, мониторинг транспортных средств и другое.
За прошедшие годы компании удалось достаточно крепко «врасти» в российский рынок. Так, если рассматривать нынешнее состояние дел, компанией МИТ достигнута высокая точность идентификации пробок: для Москвы этот показатель составляет порядка 70 %, для Санкт-Петербурга точность доходит до 90 %. У компании около 1 млн пользователей предоставляемого ею сервиса. Если же учитывать аудиторию обращающихся к ее сервису через Интернет (онлайн), то суммарная база вырастает до порядка 5 млн клиентов.
Сервис контроля за состоянием на дорогах доступен сегодня не только в Москве и Санкт-Петербурге, а также в Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Краснодаре и некоторых других городах. Пробочный сервис от CityGuide работает также в странах ближнего зарубежья – Кыргызстане, Азербайджане и Казахстане. CityGuide устанавливается в автомобильные навигаторы, и в настоящее время на руках у автомобилистов более чем 50 тыс. таких устройств со встроенной поддержкой CityGuide.
Программа CityGuide доступна на различных платформах. CityGuide работает сегодня на устройствах Android, Windows Mobile, Windows CE, BREW, Symbian, Java, iPhone, WIndows XP/Vista/7. Версия для мобильных платформ доступна для скачивания через Mail.ru (ежедневная норма обращений превышает 3000 запросов). CityGuide доступен и пользуется заслуженной популярностью также и как онлайновая услуга через портал mail.ru.
Тем не менее компания МИТ не остановилась на достигнутом. Идея предложенного сегодня новшества, разработанного и запатентованного идеологами этой компании, – обеспечить не просто передачу информации о пробках на дорогах, а организовать более глубокий учет дорожной ситуации в городе. Новая технология расчета пробок, получившая кодовое название «Пробки-2», включает в себя учет пробок по полосам движения на улицах и трассах города с учетом статистики изменения ситуации, учитывающей различную картину движения в зависимости от дней недели, выходных и праздников.
Эти «новые» данные дополняют «пробочную» картину в городе, которая формируется благодаря данным, поступающим от пользователей, курсирующих по мегаполису. Новая система навигации научилась строить путь по условным полосам дороги, не ограничиваясь только составлением прогноза скорости на предстоящем автомобилисту участке дороги.
Если пробка вызвана съездом с магистрали и занимает «поворотные» ряды дороги, то навигация CityGuide «Пробки-2» теперь способна предложить, как автомобилисту следует продолжить движение по «красному» участку дороги, предполагая наличие свободной полосы для движения прямо.
Система собирает информацию о скорости всех движущихся автомобилей для каждого рассматриваемого участка – с учетом как тех автомобилей, кто проехал прямо, так и тех, кто уходит на поворот. Это позволяет рассчитать глубину пробки и наличие свободных полос движения.
Сегодня по итогам «полевых испытаний» нового «пробочного» сервиса можно уже говорить, что технология «Пробки-2» позволяет улучшить качество рассчитываемых маршрутов в среднем на 10-15 %, а в некоторых случаях эффект достигает 50 %. Точность «пробочной» картины гарантируется большим числом автомобилистов, непрерывно информирующих о своей скорости движения, а также сложным алгоритмом анализа данных. Помимо новой маршрутизации пользователей новой версии CityGuide ожидают изменения в интерфейсе и функционале программы. Так, здесь появились 3D-здания и 3D-модели архитектурных объектов. Также включены новые онлайн-сервисы – динамические POI, мониторинг, сервис диспетчеризации, где точку финиша за водителя может выбрать диспетчер. На сложных участках дороги введены фоторазвязки (junction view), что повышает эстетическое восприятие интерфейса. Хотя, как отмечают сами разработчики, для водителя главное – это не красота картинки, а возможность легко ориентироваться с помощью предоставленной ему карты местности.
«Пробки-2» уже нашли свою реализацию для Москвы и Санкт-Петербурга, на очереди теперь другие города.
Навигационная программа обновляется бесплатно на сайте в личном кабинете пользователя. В ближайшие дни в навигацию CityGuide будут добавлены новые карты. Планируется появление новых данных по Московской области, Казани, Республике Татарстан, Калуге, Калужской области и др.
Несмотря на довольно значительный «программный обвес» новой версии CityGuide, ее навигация сохранит высокую скорость построения маршрута (до 450 км/c) и стабильность работы приложения.
Сегодня работа новой версии CityGuide проходит финальную стадию бета-тестирования на всех популярных программных платформах. По словам представителей компании, получаемые результаты позволяют уже сейчас дать прогноз, что тестирование пройдет успешно.
Однако и это не предел – компания МИТ уже строит планы для начала работ по разработке следующей версии – «Пробки3». В ней планируется добавить элементы проактивного управления дорожной ситуацией в городе. Также там будет реализован учет времени действия дорожных знаков, применена технология учета текущих маршрутов, режимов работы светофоров.