«За следующие пять лет финансы поменяются сильнее, чем за предыдущие 30», — сказал генеральный директор крупнейшей платежной системы PayPal Дэн Шульман во время сессии «Трансформация финансов», прошедшей в рамках экономического форума в Давосе.
С ним согласна глава Международного валютного фонда Кристин Лагард. «Те из нас, у кого есть дети, замечают, что они не ходят в банки — многие из них, возможно, ни разу не были в банковском отделении, но при этом они совершают банковские операции, используя другие каналы и приложения, позволяющие избежать участия операционистов. Это, конечно, подрывает бизнес многих традиционных банков», — объяснила Лагард.
Компании используют новые технологии, чтобы сократить затраты и усовершенствовать управление риском. Инвестиции в эту отрасль, которая получила название финтех, в 2014 году, по данным The Economist, достигли $12 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом в четыре раза.
РБК выделил три главных изменения, которые, по мнению участников форума в Давосе, ждут финансовые рынки в ближайшем будущем.
Через десять лет наличные перестанут существовать: они ужасно неэффективны, дороги и играют ключевую роль в теневой экономике, заявил глава Deutsche Bank Джон Крейн; с ним все согласились.
Шульман напомнил, что 85% денежных операций в мире все еще совершаются с использованием наличных, но согласился, что «деньги все больше оцифровываются, а чеки исчезают». По его мнению, этому в первую очередь будут способствовать мобильные технологии. «Скоро у каждого жителя планеты будет смартфон, который будет содержать в себе все функции целого банковского отделения», — уверен Шульман.
Бурное развитие виртуальных валют отметила и Лагард. Пока на них приходится относительно маленькая доля финансовых операций (всего в мире выпущено виртуальных валют на $7 млрд), но они очень удобны для пользователей, их использование снижает издержки, способствует более широкому распространению финансовых услуг, в том числе там, где нет банков, пояснила она.
Объемы информации, которая используется финансовыми компаниями, увеличиваются огромными темпами, заявил Шульман. «Алгоритмы — это оружие цифровых компаний, а их боеприпасы — это данные. Чем лучше качество этих данных, тем более качественные услуги они могут оказывать», — объяснил он.
Одна из финансовых сфер, которую использование big data изменит сильнее всего, — это страхование, уверен председатель совета директоров Zurich Insurance Том де Сван. Big data кардинально меняет отношение к понятию риска, отметил он, добавив, что финансовый мир все еще пытается восстановить доверие со стороны клиентов, разрушенное мировым финансовым кризисом, и убедить людей предоставить финансовым корпорациям новые данные, чтобы создавать новые продукты, будет непросто.
У сбора такого объема данных есть и обратная сторона — опасения вызывают вопросы безопасности и защиты частной информации, напомнил Шульман. «Пароли любого человека есть в распоряжении «плохих парней, и я думаю об этом каждый день. Нам нужно научиться использовать big data так, чтобы сразу идентифицировать нетипичные транзакции», — добавил он.
«Следующим большим стрессом для финансовых рынков будет не обрушение какого-нибудь из рынков, а хакерская атака на финансовую систему, и это будет кромешный ад», — сказал Шульман. И ни один стресс-тест этой опасности не предусматривает, отметил он.
Сейчас у традиционных игроков финансовых рынков есть абсолютно четкое представление о регулировании сектора: все знают требования центральных банков, системы регулирования глобально интегрированы между собой и т.д. Но все меняется, когда речь заходит о новых финансовых технологиях. «Мы двигаемся к новому миру, который предполагает новое мышление, а значит, и изменения в регулировании», — согласился Шульман.
Регуляторы пока не до конца понимают, как работать с виртуальными валютами, призналась глава Международного валютного фонда Кристин Лагард. «Это удобный инструмент для осуществления преступной деятельности, который не подчиняется никаким органам контроля, регулированию со стороны центральных банков. Люди, которые следят за финансированием терроризма, рассказали бы об этом больше, чем я. Кроме того, это инструмент, который можно использовать для незаконных транзакций, отмывания денег и т.д. В конечном счете виртуальные валюты могут представлять серьезную угрозу финансовой стабильности», — объяснила она.
Сирануш Шароян