Мероприятие ассоциации «НП Руссофт», посвященное ее десятилетнему юбилею, получилось отнюдь не таким праздничным и торжественным, как этого можно было бы ожидать. Представители российской индустрии разработки программного обеспечения вновь бьют тревогу. На этот раз, по их словам, под угрозу поставлено не просто благополучие отдельных игроков рынка, но существование всей российской ИТ-индустрии в целом. Как известно, согласно пункту 6 статьи 241 Налогового кодекса РФ, компании, специализирующиеся на разработке ПО, пользуются льготами по выплате единого социального налога (ЕСН), но с 1 января 2010 года вместо него ИТ-компании должны будут отчислять средства во внебюджетные страховые фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования). Генеральный директор компании Luxoft Дмитрий Лощинин напомнил, что сегодня Единый социальный налог исчисляется по специальной шкале в 13 %, а для остальных – 26 %. В 2010 году выплаты во внебюджетные фонды составят для всех 26 %, а в 2011 году эта цифра вырастет уже до 34 %. В первую очередь это отразится именно на разработчиках программного обеспечения, ведь в этой отрасли 77 % прибыли уходит на заработную плату сотрудникам. Для сравнения – в нефтегазовом секторе расходы на персонал составляют лишь 4 % от прибыли. В среднем по экономике расходы на персонал тоже весьма невелики – 13 %. Дмитрий Лощинин привел достаточно красноречивые данные, свидетельствующие о влиянии увеличенной налоговой нагрузки на зарплату сотрудников в ИТ-компаниях. Так, если размер ЕСН в 2009 году для зарплаты в 50 тысяч рублей составляет 72 325 рублей, то в 2011 году совокупный размер выплат увеличится до 141 тысячи рублей, то есть почти в два раза. Для менее высоких зарплат новое налоговое бремя окажется еще более ощутимым.
в более благоприятные регионы
Чем это грозит ИТ-индустрии? Прежде всего, значительным повышением себестоимости конечного продукта. Но российским разработчикам и так все сложнее конкурировать с индийскими и китайскими коллегами, а налоговая реформа способна привести к необратимым последствиям. Наиболее реальным результатом может стать перевод бизнеса в другие регионы, где имеются более благоприятные налоговые условия для существования. Для компании Luxoft, по словам Дмитрия Лощинина, такими регионами могут стать Украина, Румыния или Вьетнам. В Индии, к примеру, размер социального налога составляет всего 6 %, а в Белоруссии – 5 %. Некоторые страны пошли по особому пути. В частности, румынские программисты платят социальный налог в размере 28 %, но при этом они освобождаются от выплаты подоходного налога. Практически все в «Руссофт» согласились с тем, что налоговая реформа может иметь далеко идущие последствия. Если выплаты значительно возрастут, ИТ-компании значительно меньший объем средств смогут инвестировать в свое дальнейшее развитие. Соответственно, упадет их инновационный потенциал и конкурентоспособность. А их место сразу же могут занять западные вендоры, многие из которых, приходя на российский рынок, в первые месяцы и даже годы работы на нем готовы работать в «ноль», то есть без убытков, но и без прибыли.
На самом деле зависимость российской экономики от экспортируемого ПО западного производства – серьезная проблема. О ней собравшимся напомнил генеральный директор компании ABBYY Сергей Андреев, который привел статистические данные, сравнивающие российскую и американскую софтверную индустрию. Так, если в нашей стране разработкой софта занимается всего 20 тысяч человек, то в США – 1 миллион. При этом выручка российских программистов составляет 1 млрд долларов в год, что в 300 раз меньше, чем у их американских коллег. США экспортируют софт на 24 млрд долларов в год, а Россия – лишь на 0,5 млрд. При этом доля импортных программных продуктов в нашей стране составляет 82 %, в то время как в США – менее 10 %. Не менее впечатляет и размер прибыли национальных компаний – разработчиков ПО, который, как известно, является основным источником инвестиций – 0,25 млрд долларов в России против 75 млрд долларов в США. В целом, по оценкам, озвученным Сергеем Андреевым, плата российской экономики за использование зарубежного ПО составляет 2,5 млрд долларов в год. «После завершения разработки ПО, каждая проданная копия представляет собой 100 % добавочной прибыли, – говорит он, – в рамках «свободного рынка» у России нет никаких шансов вырастить отрасль, а США за 10 % от своих экспортных доходов могут скупить ВСЮ российскую софтверную отрасль». Гендиректор ABBYY уверен, что переломить ситуацию способна лишь помощь государства российским разработчикам программных продуктов, налоговые льготы и преференции. Кстати, одной из причин, по которым в России зачастую отдается предпочтение зарубежным аналогам при наличии своих же, отечественных, президент компании SPIRIT DSP Андрей Свириденко считает коррумпированность чиновников, отвечающих в госструктурах за закупки программного обеспечения.
упомянул коррупцию российских чиновников
Итак, буквально через несколько месяцев российская индустрия столкнется с серьезными проблемами, а в 2011 году они встанут во всей остроте и неотвратимости. По этой причине члены «Руссофта» в начале сентября составили и опубликовали открытое письмо Президенту РФ Дмитрию Медведеву, которое многие СМИ уже окрестили «Ультиматумом программистов Президенту», где подробно раскрыли ситуацию с заменой ЕСН и ее возможные последствия. Коллективную петицию подписали руководители 15 российских ИТ-компаний, многие из которых даже не являются членами «НП Руссофт». По словам президента Ассоциации Валентина Макарова, письмо уже передано Дмитрию Медведеву, который уже ознакомился с ним и поручил представителям Минсвязи и Минэкономразвития разобраться в ситуации. Скорее всего глава государства лично встретится с ведущими представителями национальной ИТ-индустрии, так что будем следить за развитием ситуации.