Полный контроль за мобильным подразделением требуется Sony для глубокой интеграции смартфонов с компьютерами, планшетами и игровыми консолями. И движение в этом направлении становится все более заметным. Так, игровой смартфон Xperia Play, являющийся фактически гибридом Sony PlayStation и телефона, получил доступ к библиотеке видеоигр Sony, а флагманская линейка смартфонов на ОС Android, к примеру, Xperia Arc – возможность подключения к Sony TV посредством технологии DLNA. Напомним, что Xperia Play был впервые представлен широкой публике в Барселоне на MWC-2011, он стал первым телефоном, оптимизированным для игр Sony PlayStation. Устройство выполнено в форм-факторе горизонтального слайдера, только вместо выдвижной клавиатуры там стандартная игровая панель PlayStation. Смартфон работает под управлением ОС Android 2.3 (Gingerbread), имеет экран на 4 дюйма, процессор 1 ГГц, может работать как в сетях CDMA/EVDO, так и в UMTS/HSPA, поддерживает карты памяти объемом до 32 Гбайт (более подробно о новинках MWC-2011 можно узнать в материале рубрики «Оборудование» от 25 февраля 2011 г.). Дальнейшая работа в этом направлении поможет компании в борьбе с наиболее опасными конкурентами Apple и Samsung, которые заняли существенные доли рынка именно благодаря реализации общей для смартфонов и планшетов стратегии. Так, согласно последнему исследованию Net Applications, устройства под управлением iOS генерируют уже 55 % всего мобильного трафика мира. Это весьма примечательно, потому что доля iOS среди мобильных операционных систем занимает лишь 19 %, в то время как у лидера ОС Android – 48 % (доля в трафике лишь 16,3 %). В то же время Apple iPad продолжает доминировать на глобальном рынке планшетов – 68,3 % (26,8 % у Android и 4,9 % у BlackBerry PlayBook).
Рынок мобильных устройств на II кв. 2011 года. Данные ABI Research
«Продажа 50 % доли имеет смысл для Ericsson, так как я считаю, что ее ценность находится между нулем и $1,3 в минусе. На какую бы цену Ericsson не согласился – это станет для него позитивным фактором», – уверен аналитик Bernstein Пьер Феррагу (Pierre Ferragu). Косвенно этот же вывод можно вывести из позиции сегодняшнего CEO Sony Ericsson Берта Нордберга (Bert Nordberg). Он занял этот пост в 2009 году, сразу же взяв курс на более близкие отношения с японской компанией, заявив недавно, что «Sony Ericsson имеет больше общего с Sony, нежели с Ericsson». На это указывает и то, что CEO Sony Ховард Стрингер (Howard Stringer) готов завершить сделку так быстро, как это было бы возможным. Хотя 50 % доли Ericsson оценивается аналитиками в $1,3-1,7 млрд, но цифра может значительно возрасти. По мнению аналитика Хидеки Ясуда (Hideki Yasuda) из Ace Securities, связано это, прежде всего, с передачей части патентного портфолио Ericsson. Ранее CEO компании Берт Нордберг заявил, что среди всех рыночных игроков его компания наиболее сильно защищена от патентных исков, так как обладает одним из самых больших IPR-портфолио.
За десятилетнюю историю существования JV, стороны уже неоднократно вели переговоры о выкупе доли Ericsson, но каждый раз шведский инфраструктурный гигант преждевременно выходил из переговоров. Однако необходимость такого шага становилась все более очевидной, так как рынок потребительской электроники сместился в сторону мощных брендов (в чем Sony всегда преуспевала), в то время как Ericsson в большей степени стал ориентироваться на предоставления сервисов и инфраструктурного оборудования корпоративным заказчикам. К тому же совместное владение компанией всегда настораживало Sony, не позволяя оснащать устройства наиболее востребованными и передовыми разработками. В результате Sony Ericsson впервые показала прибыль в $120,1 млн в 2010 году после нескольких кварталов убытков. Однако доля компании, осуществляющей непростой переход на ОС Google Android, а также сильно пострадавшей от недостатка электронных компонентов, вызванных сильнейшим землетрясением в Японии, упала с 4,3 % в 2009 до 1,7 % в 2011 году (данные Gartner). Во втором квартале 2011 года Sony Ericsson продал 7,6 млн телефонов, в то время как ожидалось 9,1 млн устройств – это автоматически откинуло компанию с 5-го в 2006 году на 10-е место в рейтинге крупнейших производителей мобильных устройств.
Динамика продаж мобильных устройств некоторых вендоров. Данные ABI Research
Напомним, что рынок мобильных устройств стремительно меняется: доля Nokia, Motorola, Sony Ericsson, RIM, HP стремительно падает, а Apple, Sumsung и HTC, наоборот, увеличивают продажи. При этом если Nokia видит спасение в новой для себя ОС Windows Phone, то более мелкие игроки просто уходят с рынка. Так, в середине августа 2011 года Google объявил о покупке Motorola Mobility за $12,5 млрд (см. новость раздела «Оборудование» от 16 августа 2011 г.), а HP отказался от дальнейшего развития мобильного направления на базе WebOS (см. новость раздела «Оборудование» от 24 августа 2011 г.), ведя переговоры о его продаже Amazon, запустившему собственный планшет Kindle Fire (см. новость раздела «Оборудование» от 4 октября 2011 г.).
В то же время в самом Ericsson позитивно оценивают предстоящую сделку, которая освободит компанию от непрофильного актива. В эру 2G многие вендоры действительно стремились контролировать производство инфраструктурного оборудования и девайсов, но с начала 2000 гг. большинство из них отказалось от этой идеи. Так, Nokia организовала совместное предприятие Nokia Siemens Networks, Alcatel-Lucent продал мобильное подразделение китайским партнерам (Alcatel Mobile), а Motorola разделилась на две части (Motorola Mobility, купленная недавно Google, и Motorola Solutions, приобретенная NSN). Однако, невзирая на рыночные тенденции, два крупнейших китайских вендора Huawei и ZTE продолжают довольно успешно совмещать развитие сразу двух этих направлений.