В Sony объявили, что модель Sony Reader PRS-T3 станет последней в линейке компании. Сейчас компания спешно пытается реализовать оставшиеся складские запасы этих устройств. Новые уже не производят. Менеджеры японской корпорации рассудили, что в этом бизнесе уже нечего делать по причине его низкой маржинальности.
Sony Reader PRS-T3 официально представили осенью прошлого года. Устройство получило6-дюймовыйсенсорный экран, выполненный по технологии E-ink, модуль на 2 Гб встроенной памяти, слот для карт microSD, Wi-Fi модуль и батарею, которой хватает на полтора-два месяца ежедневного использования гаджета. В России устройство продается по средней цене в 6000 рублей.
Нужно сказать, что это решение назрело внутри Sony, в общем, давно. Компания свертывала производство букридеров поэтапно. Сначала продажи ее электронных книг прекратились в Северной Америке, затем — в Европе и Австралии. Были предположения, что продавать эти гаджеты Sony может продолжить только в Японии, но и они не подтвердились.
Для рынка электронынх букридеров эта история — тектонический слом. Именно Sony cоздала этот рынок в его текущем виде. В 2004 году японская компания выпустила гаджет Sony Librie, который и вдохновил главу Amazon — крупнейшего торговца книгами в мире — Джеффа Безоса выпустить собственную читалку. Тот выпустил первый Kindle в 2007 году, и для отрасли он стал тем же, чем для рынка смартфонов — iPhone. С той лишь разницей, что в мире до сих пор нет компании, которая продавала бы букридеры в сопоставимых с Amazon объемах. Например, на рынке Великобритании доля Amazon на рынке букридеров превышает 90%.
Безос не только «забрал» у Sony долю рынка, но и серьезно перекроил весь рынок. Онлайн-магазин книг Amazon cтал продавать электронные читалки по себестоимости, зарабатывая на продажах непосредственно контента. Sony, которая контентом в этой области никогда не занималась, не смогла конкурировать с Amazon по цене: ее гаджеты редко стоили меньше $200-300.
Мало того, что Безос сделал торговлю одними только букридерами, без контента, не выгодной, так на отрасль давят постоянно производители планшетов и смартфонов. Первые «ужимаются» в размерах и все чаще имеют форм-фактор, аналогичный «читалкам», вторые — наоборот, становятся все большими, а потому — более пригодными для чтения текстов.
Тем не менее, с точки зрения технологий читалки eReader все время своего существования задавали направление развития отрасли. Скажем, в 2008 году Sony выпустила первый букридер с сенсорным экраном. Также долгое время считалось, что идеальный формат букридера — 6 дюймов. Мало того, что именно Sony первой стала выпускать подобные устройства такого размера, так и после того, как она в 2009 году представила модель с 7-дюймовымэкраном, эту идею тут же подхватили многие другие производители.
Sony сейчас переживает совсем непростой период в своей истории. Компания терпит колоссальные убытки и отказывается от активов с туманными перспективами. Не так давно японская компания отказалась от производства компьютеров VAIO . В ее решении покинуть рынок букридеров тоже есть железная логика: в Gartner говорят, например, что в пиковый для букридеров 2011 год в мире было продано 23 млн «читалок». А уже к 2017 году общий размер рынка упадет до 10 млн штук, прогнозируют эксперты. Так что Sony фактически вынуждена уйти с рынка, который фактически сама и создала.
Источник: Константин Шиян, независимый журналист, для CRN/RE