Провода и антенны сотовой связи должны быть не только безопасны, но и эстетичны — их теперь придется вписывать в архитектурный облик Москвы. Это зафиксировано в описании концепции «Городская эстетика связи», которую планирует разработать московская мэрия. «Известия» ознакомились с презентацией. В ней говорится, что оборудование не должно портить вид столичных зданий и улиц — в противном случае его необходимо будет маскировать. Эксперты считают идею логичной: по мере внедрения 5G сотовым компаниям потребуется значительно увеличить число базовых станций на улицах, а они не лучшее украшение мегаполиса. К тому же сетевое строительство может усилить радиофобию горожан, предупреждают они. Правда, по их оценке, эстетизация базовых станций делает их установку на 10–30% дороже.
В ходе внедрения 5G, которое по планам московского правительства начнется в столице уже в следующем году, количество базовых станций сотовой связи в мегаполисе вырастет в три раза, следует из презентации будущей концепции «Городская эстетика связи», подготовленной департаментом информационных технологий (ДИТ) Москвы. Поэтому необходимо разработать эстетические критерии размещения таких станций сотовой связи, радиорелейных антенн и прочего оборудования. Городские власти также разработают правила проверки соблюдения этих критериев и требования к маркировке объектов связи, говорится в ней.
Чем эстетичные объекты связи отличаются от неэстетичных, в презентации ДИТ не сказано. Зато говорится, что теперь операторы получат рекомендации по месторасположению антенн и их размерам (возможно, габариты оборудования придется уменьшать). Антенны надо будет камуфлировать и вписывать в архитектурный облик парков, улиц и зданий.
Пока идет подготовка к конкурсной процедуре на разработку концепции, рассказали «Известиям» в ДИТ. Первые варианты правил планируется представить на обсуждение экспертам в области урбанистики и операторам в середине 2020 года, отметил его представитель. После обсуждения ДИТ Москвы планирует реализовать пилотный проект, чтобы убедиться, что внедрение требований к внешнему виду не сказывается на качестве связи. По словам представителя ведомства, реализация концепции растянется на два-три года.
Одним из требований к разработчику концепции будет необходимость минимизировать расходы операторов связи. Разработку этого документа оплатят из бюджета Москвы, но на саму реализацию концепции выделение средств из казны не предусмотрено.
Эстетические требования будут введены не везде, а лишь в историческом центре Москвы, на социально значимых и видовых объектах, в культурных центрах столицы, оговариваются авторы концепции. Они подчеркивают, что вводить новые правила можно лишь после общественного обсуждения. Уже сейчас в центре столицы действует ряд рекомендаций, но они касаются только базовых станций: использовать на них минимальное количество кабелей, делать оборудование компактным и красить опоры в тон, рассказал представитель МТС Алексей Меркутов.
Эстетика размещения базовых станций — широко обсуждаемая проблема в крупных городах, особенно с исторической застройкой, отметил руководитель проектов «Спектрум Менеджмент» Вадим Поскакухин. По его словам, в России этот вопрос — второстепенный. То, что он будет урегулирован, в принципе, можно приветствовать, говорит эксперт.
Однако введение подобных правил необходимо осуществлять с длительным переходным периодом, так как требуется обеспечить возврат инвестиций в уже действующие базовые станции, предупреждает Вадим Поскакухин. Также, по его мнению, не стоит жестко ограничивать размеры антенн — с переходом к сетям 5G и более сложным системам их габариты могут даже возрасти. Он добавил, что число антенн может увеличиться и при появлении новых частотных диапазонов для сетей 5G — это также должно учитываться при формировании требований к их размещению.
По словам эксперта, эстетизация объектов связи поможет обуздать настроения, связанные с радиофобией. О страхе россиян перед распространением сотовой связи в начале этого года на конференции, посвященной 5G, говорил и замминистра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Олег Иванов.
В разработке требований по городской эстетике связи участвует «Вымпелком», рассказала его представитель Анна Айбашева. По ее словам, специально для Москвы создан альбом компактных технических решений: в него входят новые линейки передатчиков, компактные многодиапазонные антенны и другое оборудование, которое требует меньше места. Оператор также старается учитывать эстетическую составляющую при размещении систем и работает над их маскировкой — вплоть до установки в подземном бункере, утверждает Анна Айбашева.
— Кроме того, мы тестируем новейшее в мире оборудование для сетей пятого поколения, максимально отвечающее всем требованиям городской эстетики, — отмечает она.
Знает об инициативе московских властей и поддерживает ее и «Мегафон». Компания маркирует свое оборудование и линии связи, если есть необходимость, — согласовывает размещение и вид базовых станций с Моснаследием и Москомархитектурой, рассказал представитель компании. Он отметил, что при установке оборудования «Мегафон» ставит на антенны специальные защитные кожухи и красит оборудование в цвет зданий.
Tele2 разрабатывала требования к внешнему виду опор двойного назначения (мачт освещения, совмещенных с базовыми станциями) совместно с ДИТ — возможно, именно они легли в основу новой концепции, предполагает представитель оператора. По его словам, компания сама заинтересована в том, чтобы строительство объектов связи было регламентировано. С одной стороны, это устанавливает четкие критерии для операторов, а с другой — ограждает от произвольного демонтажа оборудования. Tele2 и сейчас развивает сеть с соблюдением эстетических критериев. Например, компания не использует подвесные линии и проводит коммуникации к опорам только под землей, а в видовых зонах оборудование устанавливают по согласованию с департаментом ЖКХ Москвы, перечислил он.
По данным Алексея Меркутова, выполнение требований, связанных с внешним видом объектов связи, приводит к росту их стоимости на 10–30%. Он рассказал, что МТС разрабатывает проекты установки антенн в опоры освещения, рекламные конструкции, дорожные знаки и уличные вывески. Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков согласен с тем, что эстетизация объектов связи повышает их стоимость примерно на 10–30%. Есть довольно дорогие решения такого плана — например, маскировка антенных опор под пальмы, добавил эксперт.
Валерий Кодачигов