Как ранее сообщал ComNews, законопроект подготовила аудиторско-консалтинговая группа "Созидание и Развитие", которая привлекла "специалистов по юриспруденции, законотворчеству и технических консультантов". Помимо создания новой регулирующей структуры, авторы закона предложили изменить политику оплаты за пользование спектром, определить принципы управления пользованием радиочастотного спектра, решить вопросы о привлечении к ответственности за нарушения в области использования частотами. Кроме того, законопроект предлагал создание нового "гражданского органа" по управлению и использованию спектра, который будет подчинен председателю правительства. Как ранее заявлял председатель комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Павел Кисс, законопроект "О радичастотном спектре" призван решить две задачи: конверсия радиочастотного спектра (РЧС), в результате которой в гражданское пользование будет передано не менее 50% освоенного диапазона частот, и либерализация управления спектром, обеспечение к нему недискриминационного доступа. Кроме того, документ гласит, что конверсия РЧС должна быть завершена к 2016 г. Совет Федерации предполагает внести законопроект в Госдуму не позднее I квартала 2010 г.
Вчера, в ходе обсуждения законопроекта в Совете Федерации, участники дискуссии пришли к выводу, что документ необходимо доработать. "То, что предложено в законопроекте, вызывает ряд опасений, - отмечает начальник управления радиоэлектронной борьбы Генштаба вооруженных сил РФ Олег Иванов. - Непонятно, какую структуру имеет Единый радиочастотный орган. Кроме того, сроки конверсии РЧС, поставленные во главу угла в этом законопроекте, абсолютно нереальны". Генеральный директор компании "Петерстар" Евгений Васильев полагает, что законопроекту не хватает инновационности. "Мы поддерживаем концепцию этого документа, он очень своевременный и актуальный, - комментирует Евгений Васильев. - Но при всей его комплексности в нем мало инноваций и мало норм прямого действия. В том виде, в котором сейчас предлагается этот законопроект, можно внести соответствующие изменения в федеральный закон "О связи". Только если мы вводим нормы прямого действия, законопроект имеет смысл".
Глава департамента контроля Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Василий Левчик также предложил членам Совета Федерации внести изменения в законопроект. "У АРОС возникло несколько концептуальных замечаний, без учета которых ничего не получится, - уверил Василий Левчик. - В документе необходимо прописать, является ли РЧС природным ресурсом, также неясен вопрос о формах собственности – кому принадлежит радиочастотный ресурс. Также необходимо прописать, что Единый радиочастотный орган является исполнительным". Кроме того, Василий Левчик отметил, что в законопроекте необходимо прописать, каковы функции ведомств, ответственных за проведение конверсии РЧС.
"Инициация закона "О радиочастотном спектре в Российской Федерации" важна для российских операторов связи, так как он направлен на предоставление максимума свобод гражданским операторам, предусматривает либерализацию и конверсию использования радиочастотного спектра, - полагает генеральный директор компании "Телепорт Сервис" Виталий Крамарь. - Все замечания к закону можно условно разделить на две группы: первая - технические и бюрократические, вторая – идеологические и политические. У "Телепорт-Сервиса" также есть замечания и предложения, в том числе касающиеся использования более гибкой формулировки, которые будут озвучены на последующих заседаниях.
"Этот закон писали юристы без участия связистов, - возмущается глава Инфокоммуникационного союза Алексанр Крупнов. - Закон отсылает нас к общим взглядам, не конкретизирует ничего".
Между тем, профильное ведомство – Министерство массовой связи и коммуникаций - не видит смысла в таком законопроекте, утверждая, что нет нужды в создании новой структуры при правительстве РФ по распределению и использованию радиочастотного спектра.
Татьяна Капустина