По информации "Ъ", cначала старт "Союза" вместе с двумя космическими аппаратами военного назначения был намечен на 4 декабря, но без объяснения причин был перенесен на сутки. Пуск под руководством командующего космическими войсками Александра Головко состоялся с космодрома Плесецк 5 декабря в 17:09 по московскому времени и, согласно сообщению на сайте Минобороны, спутники были выведены на расчетную орбиту в штатном режиме, их бортовые системы функционируют нормально и оба аппарата приняты на управление наземными средствами воздушно-космических сил. Им были присвоены порядковые номера "Космос-2511" и "Космос-2512".
Но вчера "РИА Новости" сообщило, что из двух запущенных аппаратов штатно функционирует только один. Источники "Ъ" в ракетно-космической отрасли и военном ведомстве это подтвердили, уточнив, что проблемы возникли при выведении спутника "Канопус-СТ". Калибровочно-юстировочный аппарат (КЮА-1), используемый для радиолокационных испытаний изделий концерна "Алмаз-Антей" (производит системы ПВО и ПРО), оказался на штатной орбите и функционирует без сбоев.
Созданная по горячим следам межведомственная комиссия вчера провела первый полноценный разбор полетов. Как рассказал "Ъ" один из ее членов, пока претензий к работе "Союза" нет, а приоритетной считается версия с неполадками креплений разгонного блока и космического аппарата, которые не раскрылись вовремя. Если это подтвердится, то программа летных испытаний ракеты "Союз-2.1В", начавшихся в декабре 2013 года, не нарушится и пуск, вероятно, будет засчитан как успешный (всего программой их предусмотрено не менее пяти). Про "Канопус-СТ" так сказать нельзя: хотя аппарат еще функционирует, де-факто его можно считать потерянным. "Эта связка уже начала сходить с орбиты, через два-три дня спутник и разгонник войдут в плотные слои атмосферы, где и взорвутся",— говорит член аварийной комиссии. До Земли, учитывая запас топлива у спутника, который должен был проработать на орбите не менее пяти лет, никакие обломки долететь не должны.
На "Канопус-СТ" как на аппарат двойного назначения возлагались большие надежды. Его разрабатывали десять лет, на орбиту он должен был быть выведен еще в 2011 году, но окончательно доработан и передан заказчику аппарат был только спустя три года. В конце 2014 года экс-гендиректор омского производственного объединения "Полет" Николай Иванов рассказывал в интервью газете "Заводская жизнь", что работы по "Канопусу-СТ" "были связаны с немалыми трудностями, но новое никогда просто так не дается". Ученые и гражданские специалисты рассчитывали с его помощью вести мониторинг океанической и гидрометеорологической обстановки, проводить дистанционное зондирование в оптическом и СВЧ-диапазонах. Для этого на спутник был установлен СВЧ-радиометр с полосой обзора 2,2 тыс. км и пространственным разрешением 12-160 км, а также многоспектральная камера с полосой обзора 1 тыс. км и пространственным разрешением 30-50 м. Военным же такой набор характеристик позволял вести разведку в море. Об этом в 2010 году бывший гендиректор НТЦ "Космонит" (головной разработчик спутника) Владимир Болдырев говорил прямо: "Разработан целевой модуль "Канопус-СТ", который после выведения в околоземную орбиту сможет осуществлять дистанционное зондирование океана, освещать надводную и подводную обстановку и обнаруживать подводные лодки в погруженном состоянии" (цитата по "РИА Новости").
Вчера официальный представитель Роскосмоса от комментариев "Ъ" по ситуации с "Канопусом-СТ" отказался. В пресс-службе воздушно-космических сил, осуществлявших запуск, на звонки "Ъ" вчера не отвечали.
Иван Сафронов