Российский производитель космических аппаратов «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» без конкурса получит заказы на три спутника вещания, которые собирается купить ФГУП «Космическая связь» (ГПКС).
— Мы подготовили проект постановления правительства о наделении «ИСС имени Решетнёва» статусом единственного поставщика при закупке космических аппаратов «Экспресс-АМУ3», «Экспресс-АМУ4» и «Экспресс-АМУ7», — рассказал «Известиям» Александр Ганин, первый заместитель гендиректора ГПКС. — Проект направлен нами в Россвязь, оттуда передан в Минкомсвязи, которое занимается согласованием документа с заинтересованными федеральными органами. Речь идет не просто об изготовлении спутника, а о его сдаче нам на орбите: «Решетнёв» создаст аппарат, купит средство выведения, оплатит комплекс пусковых услуг, выведет аппарат на позицию, испытает и сдаст нам его на орбите. Для нас важно, чтобы постановление правительства вышло в I квартале следующего года, иначе будет сложно вписаться в запланированные сроки.
ОАО «Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва» добивалось лояльности от ГПКС долго и настойчиво: в сентябре этого года арбитражный суд Москвы рассматривал иск «Решетнёва» к ГПКС относительно конкурса на право поставки «Экспресс-АМУ2». В феврале 2014 года ГПКС провело конкурс поставщиков, где победил европейский концерн EADS Astrium. «Решетнёв» всеми силами попытался результаты конкурса оспорить, но жалобы российского производителя не были поддержаны ни Федеральной антимонопольной службой, ни арбитражным судом. В то же время позиция ИСС встретила понимание в правительстве, и уже в июле этого года глава Минкомсвязи Николай Никифоров выступил с предложением закупать для госнужд только российские спутники вещания, пусть и с импортными компонентами.
— Это прагматичное решение, учитывающее специализацию, опыт и конкретные результаты, достигнутые компанией за последнее время, — говорит генеральный директор «ИСС имени Решетнёва» Николай Тестоедов. — Любая конкурсная процедура — это долгая песня, обязательно придут компании, у которых не всё есть за душой. А постановление позволит ГПКС как можно быстрее стартовать в их проектах, полагаясь на российского поставщика, наиболее состоятельного в конкретном сегменте спутникостроения.
Примечательно, что глава Роскосмоса Олег Остапенко предложил размещать заказы на спутники вещания в «ИСС имени Решетнёва» еще в ноябре прошлого года, то есть до споров ИСС с ГПКС, равно как и до обострения отношений с западными поставщиками из-за украинского конфликта. Остапенко тогда писал вице-премьеру Дмитрию Рогозину, что размещение за рубежом крупных заказов, оплачиваемых из бюджета, — это дотирование научно-технического потенциала других государств. Остапенко предлагал рассматривать «вопросы создания средств выведения и обеспечения запусков космических аппаратов «Экспресс-АМУ2», «Экспресс-АМУ3», «Экспресс-АМУ4» при формировании Федеральной космической программы РФ на 2016–2025 годы с учетом размещения заказов на поставку указанных космических аппаратов у единственного поставщика — ОАО «ИСС».
— Решение наделить ИСС статусом единственного поставщика оправданно в контексте происходящего в последнее время, когда импортная техника может в любой момент быть объявлена запрещенной к поставкам в Россию, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент российской Академии космонавтики имени Циолковского. — Мы видим пример «Мистраля», видим также пример орбитальной обсерватории «Спектр-УФ», где поставки комплектующих запрещены даже для исключительно научного проекта. Мы теперь не имеем гарантий, что за 2–3 года, пока делают космический аппарат, его комплектующие не попадут в какой-нибудь запретный список. И в ситуации такой неопределенности отдать контракты «Решетнёву», наверное, обоснованное решение.
Изготовление, поставка и выведение трех аппаратов оцениваются в сумму порядка 40 млрд рублей (более €500 млн по нынешнему курсу).
Иван Чеберко