Убытки Роман Масленников оценил в 1 млн руб. В иске отмечается, что из-за блокировок, заявитель был вынужден приостановить свою предпринимательскую деятельность - в том числе его подрядчик не смог подготовить презентацию к Sakhalin Marketing Forum. Там он собирался выступить по теме "Взрывной PR в регионах". Форум должен был пройти 12 августа. Местные власти разрешили массовые мероприятия в Сахалинской области еще в июне, но с масками и соблюдением социальной дистанции.
Судья А.Г. Антипова вернула вернула иск Роману Масленникову в связи "с нарушением правил подсудности".
"Оснований для рассмотрения иска российским судом дел с иностранным элементом в связи со статьей 247 АПК РФ, на мой взгляд, в данной ситуации нет", - считает адвокат Александр Титов. Иск вернули в связи с неподведомственностью российскому суду, так как Лукашенко и "Белтелеком" не имеют отношения к Рунету, пояснил адвокат.
Истцу будет непросто, говорит старший партнер "Катков и партнеры" Павел Катков. По его словам, российские суды консервативно относятся "к доказыванию убытков", и в целом всегда настроены скептически в отношении таких нематериальных категорий, как моральный вред, интеллектуальная собственность и репутация.
"Истцу придется доказывать довольно сложную и многоступенчатую причинно-следственную связь между плохой работой интернета в Беларуси и его предпринимательскими сложностями. В частности - что его бизнес очень сильно зависел от участия в сахалинском форуме и без него погиб и что только один подрядчик в целом мире мог подготовить ту самую презентацию и он находился именно в Белоруссии. А в России и в других странах, где интернет работал исправно, подобных подрядчиков невозможно было найти", - сказал Павел Катков.
Затем нужно будет доказать размер убытков: почему именно 1 млн руб - не больше или меньше. "Любой судья обязательно задастся вопросом, что это за бизнес такой, что неучастие в одном форуме так переломило ему хребет, и что же это за такой исключительный подрядчик, который есть только в Белоруссии и нигде больше в целом мире, где работает интернет", - предупреждает Павел Катков.
ИТ-сообщество Белоруссии готовит коллективные иски к белорусским операторам. Об этом сообщил источник ComNews, ранее работавший в белорусском операторе сотовой связи. "Пошла инициатива коллективных исков к операторам. Я трейдер крипты. Свои убытки и риски своих клиентов за три дня отсутствия связи оцениваю в несколько тысяч долларов, что готов доказать и обосновать", - сказал он. Связи в Белоруссии не было с 9 (день президентских выборов) по 11 августа. Как рассказал источник, отключение прекратилось в около шести утра в среду, 12 августа. По его мнению, операторы не смогли бы заблокировать интернет на территории страны сами.
"Белтелеком" объяснил отсутствие доступа к интернету в Белоруссии множественными кибератаками из-за рубежа. С этой версией согласился Александр Лукашенко. "МТС Беларусь" (на 49% принадлежит российской группе МТС) и "А1 Беларусь" (на 100% принадлежит австрийской группе Telekom Austria) сообщили пользователям в твиттере, что проблемы со связью у них возникли из-за "ограничений у внешнего провайдера". Они получают доступ к международному интернет-трафику от уполномоченных операторов - РУП "Белтелеком" и Национального центра обмена трафиком.
Всего в Белоруссии работают три оператора мобильной связи: "МТС Беларусь", "А1 Беларусь" и ЗАО "БеСТ" - бренд life:) - на 80% подконтрольно турецкому Turkcell. Все три компании не ответили на запрос ComNews по поводу блокировок во время протестов. В Министерстве связи и информатизации Республики Беларусь проигнорировали вопрос, кто и каким документом отключил в стране на три дня интернет.
"Что примечательно, интернет в районах военных городков, где квартируются в том числе и иногородние силовики, практически вообще не падал. Даже когда в центре города был полный ноль. Живущие там поблизости друзья и знакомые скидывали важнейшие сообщения по СМС", - сказал источник ComNews.
Неправительственная организация NetBlocks уверена, что в ограничениях связи виновато государство. У властей Белоруссии есть инструмент для таких масштабных интернет-шатдаунов. В ноябре 2018 г. власти закупили современную технологию блокировки DPI.
Во время шатдауна соцсети и мессенджеры были доступны тем пользователям, кто установил VPN, анонимайзеры или прокси-серверы. Протесты в Белоруссии против результатов президентских выборов, на которых, как сообщил ЦИК, победил Александр Лукашенко, продолжаются c 9 августа.
Анастасия Самсонова