При этом, сегмент обычных «трубок» (feature phones) продолжает сокращаться, - по данным компании «Связной», за 6 месяцев 2013 года он сократился на 23 % до 9,5 млн устройств (на 37 % в денежном выражении). За счет столь быстрого падения, весь российский рынок мобильных телефонов упал на 4 % до 16,5 млн устройств, хотя быстрый рост сегмента смартфонов продолжает компенсировать это в денежном выражении (рост рынка на 17 % до 91,4 млрд рублей). Таким образом, мобильные телефоны продолжают «исчезать» с рынка, уступая место «умным» устройствам, которые становятся все доступнее, что подтверждает степень «проникновения» смартфонов в низкие ценовые сегменты. Так, если по итогам 6 месяцев 2012 года в ценовой категории до 3 тыс. рублей смартфоны вообще отсутствовали, то в первом полугодии 2013 их доля в этом сегменте составляет уже 8 %. Соответственно, доля смартфонов в сегментах 3-5 тыс. и 5-7,5 тыс. рублей выросла до 37 % и 92 % соответственно. Таким образом, на середину лета 2013 года, доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов в России достигла 43 % в штучном выражении и 80 % в денежном.
«Отметим, что «проникновение» смартфонов в низкие ценовые сегменты значительно расширяет рынок данных устройств – теперь его нижняя ценовая граница начинается с отметки 1,5-2 тыс.рублей, что, естественно, дает все большему числу брендов возможность «входа» на рынок. Это приводит к изменению долей брендов, которое, впрочем, происходит не за счет снижения продаж ведущих производителей в штуках либо деньгах, но за счет появления большего числа сегментов и наращивания в них продаж В-брендами, концентрирующимися именно на «бюджетных» нишах» - прокомментировал коммерческий директор группы «Связной» Юрий Лабис.
Что касается распределения лидеров, то первое место продолжает занимать Samsung, второе место – у Nokia, а третье место за год от HTC перешло к Apple. Если говорить о мобильных операционных системах, то Google Android по-прежнему сохраняет свое лидерство с долей 70 %, но второе место в России теперь делят между собой Apple iOS и Nokia Asha (год назад это были Nokia Symbian и Samsung Bada). Соответственно, на третьем месте - Windows Phone, - главным образом за счет успешных продаж линейки Nokia Lumia.
Динамика продаж обычных «трубок» и смартфонов за год. Данные группы «Связной»
Помимо роста проникновения смартфонов за счет бюджетных и средних сегментов, происходит их все большее функциональное насыщение. Так, доля смартфонов с поддержкой LTE за год увеличилась с 3 до 10 %, а доля смартфонов с поддержкой NFC за этот период – с 8 до 16 %. Для среднего ценового сегмента аналогичным наиболее важным требованием становится поддержка двух SIM-карт, - за год их доля выросла с 5 до 30 %. Стоит отметить, что аналогичные топовые характеристики выделяют и аналитики J’son & Partners Consulting в своем недавнем отчете по итогам развития российского рынка смартфонов. При этом, аналитики выделяют поддержку LTE в качестве одного из перспективных технологических направлений, в соответствии с которыми смартфоны будут развиваться до 2015 года. Именно смартфоны сегодня занимают до 95 % всех устройств с поддержкой LTE, и по оценкам J’son & Partners Consulting, в 2015 году в России доля LTE-смартфонов составит 15 % в общих продажах. Среди других наиболее перспективных технических характеристик аналитики выделяют беспроводную зарядку смартфонов и гибкие дисплеи.
В то же время, оценки рынка смартфонов J’son & Partners Consulting более консервативны, потому что опираются на данные полугодовой давности, - по данным компании, на конец 2012 года в России было продано более 12,3 млн смартфонов (52 % рост к 2011-му), таким образом, доля смартфонов в суммарных продажах в России достигла 30 % в натуральном выражении (см. более подробно материал рубрики «Оборудование» от 24 мая 2013 г.).
Что же касается объемов собственных продаж смартфонов в «Связном», то в первом полугодии 2013 они выросли на 44 % в натуральном выражении и на 67 % в денежном. И по собственным оценкам компании, доля ритейлера в российских продажах «умных» телефонов составила 29 % в денежном выражении, а средний чек – 11,8 тыс. рублей, что выше, чем в среднем по рынку за счет большой доли продаж флагманских устройств.
Динамика изменения доли смартфонов в различных ценовых сегментах за год. Данные группы «Связной»
Интересно отметить, что на глобальном рынке смартфонов доминируют лишь два игрока, что более всего заметно по операционной выручке с каждого проданного устройства. Если у Apple по итогам 2012 года она составляет $224, а у Samsung $44, то у всех остальных игроков этот показатель на порядок ниже: у LG и HTC по $3, у Nokia – $1, а далее идут убыточные RIM, который теряет $24 с каждого проданного устройства, Motorola (-$26) и Sony (-$6). Исключение составляет лишь Sharp с положительной доходностью с каждого устройства в $13. Поэтому производители смартфонов всячески пытаются повысить стоимость своих устройств, а наиболее «раскрученной» и востребованной премиум-характеристикой, за которую готовы платить пользователи как раз и являются LTE и NFC. Тем не менее, в Strategy Analytics уверены, что «битва за LTE» уже проиграна двум вендорам – Samsung и Apple, на долю которых пришлось свыше 70 % поставок устройств с поддержкой LTE. Поэтому в Strategy Analytics советуют вендорам подготовиться к следующей волне, сделав ставку уже сейчас на LTE-Advanced (true 4G), которая придется на 2014 год. Да, аналитики этой компании советуют вендорам также подумать и об эре post-Android, начав выбор альтернативы (Windows Phone, Mozilla OS), - по данным Strategy Analytics, в 2011-2012 гг.., доля ОС Android прекратила свой рост в США, начав впервые падать (более подробно с аналитическом материале по итогам встречи с представителями Strategy Analytics от 06 марта 2013 г.).