Документ, который сегодня рассмотрит думский комитет по транспорту, вносит изменения в «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (закреплен федеральным законом). Впервые закрепляется термин «агрегатор услуг перевозок пассажиров и багажа по заказам и легковыми такси» — под этим будет пониматься юрлицо или ИП, владеющее «софтом» или веб-ресурсом, «осуществляющим коммуникацию между фрахтовщиком и фрахтователем в качестве информационного посредника». Информационные системы и серверы агрегаторов должны будут находиться на территории РФ, передавать заказ можно только таксистам, обладающим разрешением на перевозку. Законопроект будет рекомендован комитетом к принятию в первом чтении, заявил “Ъ” глава комитета по транспорту Евгений Москвичев.
Агрегаторы заказов работают в России уже несколько лет, но законодательно их деятельность не регулируется. С одной стороны, сервисы упростили процесс вызова такси и позволили снизить цены на услуги, с другой стороны, у таксистов накопились вопросы к агрегаторам, включая фактическое навязывание цен, не окупающих реальных затрат на перевозки. «Отдельные агрегаторы передают заказы на перевозки “нелегалам”, работающим в теневом секторе,— сказано в пояснительной записке к законопроекту.— Ряд агрегаторов используют средства связи, расположенные за пределами РФ, это делает невозможным пресечение их деятельности».
Поправки в устав — это рамочный законопроект, где прописаны базовые требования к агрегаторам, пояснил “Ъ” соавтор законопроекта депутат Вячеслав Лысаков. Следующим шагом станет законопроект, детально регулирующий права и ответственность агрегаторов. Будет прописан, к примеру, штраф до 200 тыс. руб. за передачу заказа таксистам без разрешений (при повторном нарушении деятельность компании может быть приостановлена на срок до 90 дней). Штраф за установку фонаря такси на крышу без разрешения будет увеличен с 5 до 20 тыс. руб. Отменяется обязательная единая цветовая гамма для машин такси, вводится обязательный агентский договор агрегатора с перевозчиком, в котором будет прописан тариф. Но поправки эти пока зависли в Госдуме, признается господин Лысаков: законопроект был принят в первом чтении в 2014 году, редакция ко второму чтению не движется из-за отсутствия заключения правительства РФ. Задержка, по данным “Ъ”, отчасти связана с позицией столичных властей, желающих оставить единый цвет такси, ввести единый тариф для перевозки и квотирование числа разрешений.
Президент Московского транспортного союза Юрий Свешников расшифровку термина «агрегатор» поддержал: «Большинство компаний позиционируют себя как поставщики консультационных услуг, отвергая любые претензии по поводу подачи машины не вовремя, поведения водителя». В группе компаний «Везет» и в Uber поправки также поддерживали. «Мы позитивно расцениваем стремление Госдумы навести порядок, но законопроект должен обсуждаться при участии всех игроков рынка»,— отметили в Gett. В департаменте транспорта Москвы назвали законопроект «важным шагом к формированию безопасного, легального, прозрачного рынка». «Это вопрос безопасности пассажиров,— пояснили “Ъ” в ведомстве.— Мы не всегда видим, кому агрегаторы отдают заказ, не понимаем, легальный ли это перевозчик, кроме того, у агрегатора нет никакой ответственности перед пассажиром».
«Рассматриваемый проект не учитывает многих факторов и не решит всех проблем»,— считает пресс-секретарь сервиса «Максим» Павел Стенников. Он обратил внимание на требование размещать на сайте агрегатора информацию о подключенных перевозчиках. «Технически» это сделать очень сложно, отметил он, речь идет о «сотнях тысяч» перевозчиков. Кроме того, сервисы смогут сверяться с реестрами разрешений такси только в том случае, если органы власти переведут их «в машиночитаемый вид и будут вести онлайн». «Вне рамок законопроекта остаются традиционные диспетчерские службы такси, принимающие заказы по телефону, а они выполняют ту же функцию, что и интернет-агрегаторы. Фактически вводятся неравные права для всех участников рынка»,— добавляет собеседник “Ъ” в крупном агрегаторе.
Иван Буранов