Компания Elisa, основанная в 1882 году, является ведущим оператором связи и системным интегратором в Финляндии. Представительство компании в России с 1999 года оказывает услуги поддержки своим клиентам и партнерам на территории России и стран СНГ. Одним из основных направлений деятельности компании является внедрение новых технологий ведения бизнеса для российских компаний. В последнее время российское представительство компании сконцентрировалось на развитии на рынке системной интеграции, в частности, на оказании услуг аренды (или хостинга) приложений в соответствии с концепцией Software + Service, что является одним из основных направлений системной интеграции у игрока в Финляндии. В России компания также считает этот рынок крайне перспективным для себя (см. новость раздела «Системная интеграция» от 24 апреля 2009 г.).
На прошедшем 29 октября веб-семинаре компания Elisa представила ряд инструментов для коммуникаций в удаленном формате, востребованных в бизнесе и в сфере образования. Были рассмотрены такие решения, как MS Live Meeting 2007, Cisco WebEx, Microsoft Share Point. Само мероприятие проходило в формате веб-конференции, что позволило участникам наглядно получить представление о возможностях таких решений.
Как рассказала представитель компании Elisa в России Мария Петрова, данные решения основаны на SaaS-технологиях. Напомним, что Software-as-a-Service представляет собой бизнес-модель, предполагающую использование различных приложений через Интернет. SaaS-приложения работают на сервере поставщика услуг – SaaS-провайдера, а пользователи получают к ним доступ через веб-интерфейс. В числе преимуществ SaaS были названы такие факторы, как низкие первоначальные инвестиции и минимальные потери при выборе неверной системы или провале внедрения, сокращение расходов на установку, обновление и поддержку работоспособности ПО, быстрый процесс внедрения, оптимизация расходов, повсеместный доступ к приложениям и возможность использования приложений, недоступных ранее из-за высокой стоимости. Основным же недостатком является то, что без подключения к сети Интернет использование SaaS невозможно.
Далее на примере решения Cisco WebEx, при помощи которого и была организована встреча, были продемонстрированы различные возможности программы. В их число входят многосторонняя видео- и аудиоконференция, показ презентаций, текстовый чат, доска для рисования, проведение опросов, предоставление управлением документами любому участнику встречи (например, правка документов), запись хода встречи и др. Представитель компании Elisa Наталья Позднякова, проводившая практическую часть вебинара, рассказала подробнее об этих возможностях. Так, например, при демонстрации обсуждаемого документа ведущий конференции может давать права участникам на выделение каких-то областей, подчеркивание и добавление указателей для того, чтобы обратить внимание на определенную часть документа. Для совместной работы над документом участникам может предоставляться право редактировать его и вносить аннотации. В случае если необходима какая-то удаленная настройка, ведущий может предоставить участнику конференции право доступа к своему компьютеру.
В ходе вебинара был проведен опрос на тему использования виртуальных конференций. Данная опция позволяет отслеживать реакцию слушателей или контролировать усвоение материала в случае проведения обучающего занятия. Для опроса можно задавать ограничение по времени, устанавливать параметры видимости результатов. Функция записи и воспроизведения конференции позволяет не только просматривать мероприятие участникам, которые не смогли его вовремя посетить, но и представлять свою лекцию спикеру, который также не смог принять участие. Запись вебинара сохраняется по выбору: либо на компьютере участника, либо на сервере программы.
Приглашение на семинар высылается в виде ссылок, по клику на которые у участника автоматически открывается окно конференции и установщик предлагает настроить звук и видео. Соответственно, для полноценного участия в конференции необходимы динамики, микрофон и веб-камера. Однако при отсутствии микрофона участники могут общаться в чате. Для организации мероприятия необходимо иметь лицензию, то есть логин и пароль, которые надо ввести на сайтах WebEx или MS Live Meeting. Как пояснила Наталья Позднякова, последнее решение имеет схожий функционал с Cisco WebEx, отличие – в интерфейсе и стоимости. Одна лицензия MS Live Meeting стоит 15 евро в месяц, однако минимальный пакет включает 5 лицензий. Решение Cisco WebEx стоит 66 евро в месяц и не имеет ограничения по минимальному количеству лицензий. На две недели предоставляется тестовый период, в течение которого пользователю предоставляется полнофункциональная версия с возможностью проведения конференций.
Ведущие конференции отметили, что использование подобных интерактивных услуг востребовано в онлайн-обучении, и третий спикер – менеджер по маркетингу Elisa Яна Яцемирская – рассказала об использовании этих инструментов в российских образовательных учреждениях. В качестве примера было приведено внедрение в одном из институтов портала на базе Microsoft Share Point Server, возможности которого позволяют размещать учебные материалы и расписание, работать над проектом в группе, причем каждый участник уведомляется о внесенных изменениях; а также MS Live Meeting для проведения занятий с иногородними студентами. Как отметила Яна Яцемирская, в одной конференции могут принимать участие до 2 тыс. человек, что позволяет избежать трудностей в случае увеличения аудитории слушателей.
Подытоживая мероприятие, представители Elisa отметили, что сервисы для коммуникаций в удаленном формате позволяют экономить время и средства на проведении семинаров и тренингов, организовывать дистанционное обучение, расширить географию аудитории, повысить качество преподавания, записывать семинары и тренинги, контролировать процесс обучения, привлекать спикеров из других регионов.