«ВКонтакте» лидирует среди социальных сетей и мессенджеров по объему трафика в сетях публичного Wi-Fi Москвы, сообщили “Ъ” в департаменте информационных технологий (ДИТ) столицы. Доля «ВКонтакте» за 2017 год составила 35,66% от общего трафика всех мессенджеров и соцсетей, или 10,4 терабайта (здесь и далее — с учетом web-версии и приложения). У «Одноклассников» 29,13%, или 8,5 ТБ, у Facebook — 23,14%, или 6,7 ТБ. При этом по числу запросов к серверам (отправка и получение сообщений, просмотр контента и т. д.) лидирует Facebook с показателем 36,72% от общего числа, на втором месте «ВКонтакте» с долей 9,97%, на третьем — сервисы Mail.ru («Агент Мail.ru», «Почта Mail.ru», «Облако Mail.ru») — 9,44%.
Среди мессенджеров по объему трафика и числу запросов лидирует WhatsApp с показателями 3,91% (1,1 ТБ) и 13,46% соответственно. По объему трафика второе место у Telegram с 1,96%, или 0,57 ТБ, третье — у Skype с 1,35%, или 0,39 ТБ. По количеству запросов к серверам на втором месте Viber с долей 10,09%, на третьем — Skype с 6,36%. По обоим показателям в пятерку также вошел китайский мессенджер QQ компании Tencent.
На начало 2018 года число точек публичного Wi-Fi в Москве достигло 2,2 тыс., сообщал ранее “Ъ”. По результатам опроса ДИТ, проведенного в январе 2018 года, мессенджеры используют 85% пользователей смартфонов, 49% — планшетов и 37% — компьютеров и ноутбуков, а социальные сети — 67%, 52% и 55% соответственно.
По оценке столичного филиала «МегаФона», лидируют по потреблению трафика передачи данных в сети оператора YouTube, «ВКонтакте» и Instagram, на долю которых приходится 55% всего трафика мобильного интернета. Самые популярные мессенджеры — WhatsApp, «ВКонтакте», Telegram, Skype, Viber, при этом всего в сети оператора регулярно регистрируется использование 120 мессенджеров. По данным «Вымпелкома», в целом по России по объему переданного трафика в 2017 году среди мессенджеров лидировали WhatsApp, Viber, Skype и Telegram.
Представитель «ВКонтакте» отметил, что не обладает достаточной информацией о методике подсчета ДИТ, «но очевидно, что “ВКонтакте” отличается от других платформ большим разнообразием мультимедийного контента», который «весит» больше, чем переписки в чатах. Представитель «Одноклассников» считает корректными данные по объему трафика в социальных сетях и мессенджерах и также отмечает, что пользователи просматривают много различного контента. В частности, видео в «Одноклассниках» ежедневно набирают более 500 млн просмотров, а загрузки видеороликов с мобильных устройств за последний год выросли на 56%.
В Viber не уверены, что данные ДИТ полностью корректны. «Мы наблюдаем рост числа активных пользователей Viber в Москве из года в год и увеличение их активности, чему во многом способствуют такие проекты, как запуск автоматического подключения к Viber в Wi-Fi сети московского метро»,— отметили в пресс-службе компании. В Skype и Facebook на запрос “Ъ” не ответили.
Данные городского Wi-Fi должны быть примерно сопоставимы с данными сотовых сетей, поскольку и в том и в другом случае анализируется трафик с мобильных устройств, уверен гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. При этом Wi-Fi чаще используется для просмотра и передачи более тяжелого контента. «Среди мессенджеров Viber второй по популярности в России, но Telegram чаще используется для передачи графических изображений и фото, поэтому его трафик может быть больше»,— оценивает он.
Юлия Тишина