Трафик ниже некуда. Мобильный интернет для жителей Москвы перестал дешеветь

Мобильный интернет в Москве стоит в несколько раз дешевле по сравнению с крупными зарубежными городами, подсчитали в департаменте информационных технологий столичной мэрии. Однако если до недавнего времени он год от года последовательно дешевел, теперь цена стабилизировалась. Дальнейшее снижение сделало бы тарифы нерентабельными для операторов, которые перешли к конкуренции за счет дополнительных услуг, считают эксперты.

Мобильный интернет в Москве по итогам третьего квартала 2017 года стоил в зависимости от объема пакета в пять—восемь раз дешевле, чем в Нью-Йорке, и в три—четыре раза дешевле, чем в Лондоне, следует из материалов департамента информационных технологий (ДИТ) Москвы (есть у “Ъ”). По данным ДИТ, стоимость 1 Гб мобильной передачи данных в Москве для тарифов с небольшим включенным пакетом трафика (до 5 Гб) составила 84 руб., для тарифов со средним пакетом (от 5 до 13 Гб) — 53 руб., с большим пакетом — 41 руб. Оценка проводилась на основе актуальных тарифных предложений местных операторов связи в Барселоне, Лондоне, Стокгольме, Нью-Йорке, Сингапуре и Дубае с привязкой к курсам валют. Рассматривались только тарифы на мобильную передачу данных, не включающие голос, SMS и прочие услуги. Разница в цене трафика в Москве со всеми городами на минимальных тарифах была как минимум трехкратной. Самым дорогим 1 Гб трафика оказался в Дубае — 795 руб.

За последний год существенных колебаний расценок на мобильный интернет в Москве не произошло, отмечается в материалах ДИТ. При этом еще два-три года назад трафик дешевел в несколько раз каждый год. Сейчас стоимость трафика оказалась близка к минимуму, и дальнейшее снижение тарифов сделает услугу нерентабельной для операторов, считает руководитель направления «Аналитика» ДИТ Иван Бутурлин.

По его словам, теперь для борьбы с конкурентами операторы включают в тарифы различные бонусы (безлимитный доступ к социальным сетям, мессенджерам и т. д.), симулируя абонентов к потреблению большего объема услуг за более высокую абонентскую плату. Кроме того, если в 2016 году дополнительный толчок к усилению ценового противостояния вызвал выход на московский рынок Tele2, то сейчас влияние этого фактора снизилось, добавляет он.

В Tele2 согласны, что цены на мобильный интернет стали результатом высокой конкуренции. В МТС подтверждают оценки ДИТ. Как сообщили в пресс-службе оператора, за последний год тарифы на передачу данных дополнялись безлимитными опциями на отдельные ресурсы. В «Вымпелкоме» есть вопросы к методике подсчета ДИТ, там считают, что на отдельных тарифных линейках оператора цена ниже оценок департамента. В компании добавляют, что потребление трафика передачи данных растет в несколько раз быстрее голоса, требуя продолжающихся инвестиций в развитие сети. В «МегаФоне» отметили, что правильнее было бы сравнивать не цену, а процент расходов среднестатистического пользователя на связь. «В Москве этот процент значительно меньше, чем, например, в Нью-Йорке и Лондоне»,— подчеркивают в компании.

Тарифы исключительно на мобильный интернет не пользуются такой популярностью, как пакетные, добавляет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. «Их приобретают менее половины всех абонентов в Москве. Как правило, сим-карты на мобильный интернет приобретаются для планшета или навигатора. При этом абоненты чаще всего подключают средние пакеты трафика — 5–7 Гб»,— отмечает он. Всего, по оценке Telecom Daily, в Москве более 40 млн сим-карт.

Сейчас операторы стремятся искусственным образом стимулировать спрос на так называемые дата-тарифы, включающие лишь интернет-трафик, предоставляя условно бесплатный доступ к отдельным ресурсам и минимальные цены, считает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Одновременно компании ищут оставшиеся на рынке точки роста в таких сегментах, как M2M/IoT (онлайн-кассы, умные датчики, системы видеонаблюдения и сигнализации). Именно за счет этой ниши и будет в дальнейшем расти рынок дата-тарифов, а важным драйвером этого выступит внедрение технологии 5G, резюмирует аналитик.

Юлия Тишина

Тематики: Мобильная связь, Интернет

Ключевые слова: мобильный Интернет, МТС, сотовые операторы, t2 (Tele2)