По данным iKS-Consulting в 2017 г. на транспортную сферу приходилось 6,1 млн M2M-SIM-карт, тогда как количество M2M-SIM-карт в других сегментах составило 7,4 млн.
Как отмечается в обзоре, исторически M2M, а теперь и IoT, на транспорте был основным источником новых подключений и продолжает доминировать на рынке. В то же время рынок близится к насыщению, прежде всего - в сегменте решений для большегрузного коммерческого транспорта. Все более распространенным явлением в сегменте является наличие сразу нескольких телематических подключений на одном дальнемагистральном автопоезде - обязательный "Платон", а также специализированные сервисы мониторинга и контроля, фирменные телематические сервисы от производителей грузовиков и полуприцепов.
По оценкам iKS-Consulting, количество грузовых автомобилей, оснащенных фирменными телематическими сервисами от производителя, в России превышает 25 тыс. единиц. Лидирующими по количеству подключений являются сервисы от компании Volvo Truck (Dynafleet) и Scania (Fleet Management System). В этом году планируется выход на российский рынок системы телематики RIO от компании MAN Truck & Bus.
Уже около миллиона большегрузных автомобилей зарегистрировано в системе "Платон", она в ближайшем будущем может стать основой развития единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЕЦПТК), которая внедрится поэтапно и будет направлена на снижение издержек и унификацию транспортно-логистических решений на одной платформе.
В свою очередь, потребительский сегмент рынка подключенных автомобилей (connected car) также переживает бурное развитие, концепция подключенного легкового автомобиля уже становится реальностью. Как указывается в исследовании, во многом это обеспечивается растущей конкуренцией за доступ к данным от connected car. За доступ к ним начинают бороться новые игроки рынка - интернет-компании с их мультимедийными платформами, автопроизводители со встроенными еще на конвейере модулями connected car, а также страховые компании и ряд других игроков, которые ранее не были представлены в сегменте транспорта.
Государственные проекты становятся одним из потенциальных драйверов роста рынка подключенных автомобилей. Проект ЭРА-ГЛОНАСС, помимо важнейшего функционала по обеспечению безопасности и экстренного реагирования при авариях, является базисом для развития коммерческих услуг на базе уже подключенных автомобилей. К концу апреля 2018 г. уже почти 1,9 млн автомобилей подключено к системе и порядка 150 тыс. (около 8% от всех подключений) являются подписчиками платного сервиса по оказанию помощи на дороге. При этом уже до конца 2018 г. общее количество подключенных к ЭРА-ГЛОНАСС автомобилей превысит 3,5 млн.
В целом же количество подключенных автомобилей (легковых, коммерческих и грузовых, а также общественного транспорта), по прогнозам iKS-Consulting, к концу 2018 г. составит 5,5 млн. До 2022 г. количество подключенных авто увеличится в 2,5 раза - до 14 млн.
Помимо государственных проектов на рынке появляется множество специализированных поставщиков приложений и платформ connected car, на базе которых формируются новые цифровые сервисы.
Что касается общей картины российского рынка IoT в сегменте транспорта, то он остается высококонкурентным и при этом сильно фрагментарным. Как говорится в исследовании, основными проектами, стимулирующими развитие сегмента IoT на транспорте, являются проекты беспилотного транспорта, которые тестируют как производители автомобилей (КамАЗ), так и поставщики услуг (например, "Яндекс"), а также проекты каршеринга, реализующиеся совместно с муниципалитетами городов России (более 10 операторов в трех городах РФ), и развитие специализированных концепций, таких как Autonet 2.0, помогающих внедрить и адаптировать текущие стандарты регулирования (как технические, так и юридические) под новую экосистему сервисов.
Относительно барьеров рынка IoT/М2М на транспорте партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева сказала корреспонденту ComNews следующее: "Можно отметить как общие барьеры для всего рынка IoT/М2М на транспорте, так и барьеры, характерные для отдельных его сегментов. Автоматизация разных сегментов транспортной отрасли находится на разных этапах технологического развития и имеет свою специфику. Например, в сегменте частного автотранспорта мало предложений и сервисов, за которые автовладельцы готовы платить. В сегменте решений для контроля над расходом топлива сдерживающим фактором может стать сопротивление и саботаж сотрудников. В сегменте пассажирского общественного транспорта - дефицит финансирования у администраций населенных пунктов. Общий сдерживающий фактор - слабая экономическая конъюнктура в стране, сокращение объемов инвестиций, дороговизна IoT-технологий".
Беседуя с корреспондентом ComNews, в пресс-службе ПАО "МегаФон", отметили, что в целом прогнозы iKS-Consulting выглядят реалистичными. При этом там указали, что оператор активно развивает проекты на базе Интернета вещей в транспортной сфере и внедряет их в регионах.
"Например, мы оснащаем центральную диспетчерскую службу Кирова специализированными терминалами с SIM-картами, установленными в автобусах и троллейбусах, и предоставляем услугу M2M-мониторинга. Также в Челябинске мы внедряем умные дорожные знаки. Они оснащены IoT-датчиками, которые два раза в день автоматически будут отправлять информацию о состоянии объекта на сервер оператора. В случае вандализма или если знак будет сбит, умное устройство мгновенно передаст данные на сервер, и обслуживающая организация получит актуальные сведения", - рассказали в пресс-службе оператора.
В "МегаФоне" считают, что М2М-решения для транспорта и дорожной сети - это важная составляющая проектов "умный город", которые сейчас активно реализуются во многих регионах России. "Телематика дает очень большие возможности по анализу больших данных, которые могут использоваться для оценки воздействия на транспортную инфраструктуру, разгрузки транспортной сети, расчета оптимального развития дорожного строительства и инвестиций в него. Таким образом, мы считаем, что М2М-решения на транспорте будут востребованы как со стороны государства, так и бизнеса. Кроме этого, распространение решений connected cars, которые, по нашим оценкам, в ближайшие несколько лет станут повсеместными, будет стимулировать спрос на М2М-услуги со стороны автолюбителей", - отметили в пресс-службе "МегаФона".
В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") корреспонденту ComNews указали следующее: "Мы видим быстрый рост рынка M2M/IoT: по результатам I квартала 2018 г. динамика М2М-трафика "ВымпелКома" увеличилась на 21,7% год к году. Одним из главных драйверов развития M2M/IoT станут технологии NB/IoT и 5G в разрезе трех-пяти лет".
По прогнозам "ВымпеКома", к 2020 г. число IoT-устройств будет составлять 26 млн. "Еще в 2011 г. "Билайн" внедрил решение для управления M2M-SIM-картами "Центр управления М2М", которое позволяет в режиме реального времени контролировать работу любого количества М2М-устройств. Сегодня количество SIM-карт, подключенных к "Центру управления M2M", превысило 1,1 млн. "Центр управления M2M" востребован в разных сферах бизнеса, наиболее перспективным мы видим применение решений в транспорте и логистике, страховой телематике и специализированных решениях для автодилеров и рынка B2B2C. Интересны также проекты умного города, где мы подразделяем решения на умное освещение, управление трафиком, управление парковками и видеонаблюдение с элементами аналитики", - рассказали в пресс-службе "ВымпелКома".
В пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") отметили следующее: "Мы считаем IoT одним из перспективных направлений для развития бизнеса, и в настоящее время Tele2 исследует различные сферы применения Интернета вещей".
Влада Сюткина