Приказ Минкомсвязи, в соответствии с которым операторы могут получить 40 млн номеров, опубликован на сайте министерства на прошлой неделе. Уже на следующий день ТТК (100% принадлежит РЖД) подал заявку в Россвязь о выдаче 1 млн номеров в коде 990 для своего MVNO-проекта с оператором НСС, рассказал "Ъ" президент ТТК Артем Кудрявцев. Заявка ТТК получена, ее рассмотрение начнется 10 октября, а решение может быть вынесено в течение 40 дней, говорит представитель Россвязи.
До сих пор в России работали так называемые pre-MVNO. Такие компании оказывают услуги под собственным брендом, определяют тарифы и маркетинговую стратегию, но, в отличие от полноценных виртуальных операторов, не имеют собственной номерной емкости, биллинговой системы, а их клиенты являются абонентами сотового оператора.
Полученную номерную емкость ТТК планирует использовать не только на сетях НСС, с которой уже есть официальный договор, но и по всей стране, у компании будет собственный биллинг и коммутаторы. По словам господина Кудрявцева, переговоры с "большой тройкой" начались в прошлом году, и дальше всего они продвинулись с МТС и "МегаФоном". Возможно, ТТК для создания MVNO будет недостаточно сети одного оператора и потребуется доступ к сетям двух компаний "большой тройки", поясняет господин Кудрявцев.
МТС выступает поставщиком высокоскоростного доступа в интернет по технологии 3G для абонентов виртуальной сети ТТК в Нижегородской области, рассказала представитель МТС Валерия Кузьменко. По ее словам, рассматривается возможность расширения партнерства с ТТК на все регионы Поволжья. В "МегаФоне" и "Ростелекоме" (контролирует НСС) не ответили на вопрос о сотрудничестве с ТТК по MVNO, в "Вымпелкоме" заявили, что еще не видели "по-настоящему взаимовыгодных предложений" о создании виртуального оператора.
MVNO ТТК должен "на всем полигоне железных дорог дать соответствующие услуги как сотрудникам РЖД, так и членам их семей", говорит господин Кудрявцев. Кроме того, MVNO ТТК будет использован для решения технологических задач M2M (Machine to Machine), в частности для обеспечения железнодорожных перевозок. Если ресурса 1 млн номеров будет недостаточно, ТТК обратится в Россвязь за дополнительной номерной емкостью.
В 2009 году число сотрудников РЖД составило примерно 1 млн человек. Парк подвижного состава РЖД составляет 11 тыс. грузовых и 3 тыс. пассажирских локомотивов, 518 тыс. грузовых вагонов всех типов, 24 тыс. пассажирских вагонов дальнего следования и 15 тыс. пассажирских вагонов пригородных поездов.
В начале года ТТК принял новую стратегию развития до 2015 года. Суммарный объем инвестиций за период 2011-2015 годов запланирован в объеме 31,7 млрд руб., из них 20,7 млрд руб.— собственные средства, остальное — заемный капитал. В стратегии ТТК на сделки M&A выделяется около 4 млрд руб.
ТТК не раскрывает инвестиции в MVNO, а также прогноз по выручке от услуг M2M. По оценке директора по развитию "Коминфо Консалтинга" Евгения Соломатина, на российском рынке M2M в ближайшие три года абонентская база составит около 5 млн устройств, а выручка с каждого из них может составить от 100 до 500 руб. По его словам, для отслеживания перемещения грузов на железных дорогах используются RFID-метки на вагонах, которые считываются устройствами на станциях. Что касается физических лиц, то у ТТК около 1,5 млн абонентов фиксированной телефонной связи РЖД, поэтому ТТК, скорее всего, предоставит мобильную связь для них, рассуждает господин Соломатин. По его оценке, ARPU (среднемесячный счет на одного абонента) от голосовой связи виртуального оператора ТТК будет на уровне 200-250 руб., а номерного ресурса в 1 млн ТТК хватит на ближайшие два-три года.
Владислав Новый