Первые версии нацпроекта по образованию (куратор в правительстве — вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель — глава Минпросвещения Ольга Васильева) переданы в Белый дом в конце июня. Общая сумма финансирования нацпроекта — 749,6 млрд руб. на шесть лет (пик финансирования в 2022 году — 150,5 млрд руб.). Очевидной проблемой при составлении нацпроекта было разделение в новом правительстве Минобрнауки на Минпросвещения и Миннауки: среднее и профобразование остались в первом, высшая школа — под вторым. В итоге наиболее проработанная часть нацпроекта — допрасходы на среднее образование в основном федерального бюджета (регионов — менее 10%), высшее образование стоит 26% всех расходов.
Первоочередная цель нацпроекта — не менее чем 10-е место РФ в международном исследовании PISA, в том числе по естественнонаучной и математической грамотности (сейчас 26-е место в целом в 2015 году, 23-е место в математическом рейтинге и 32-е — в естественных науках). Кроме того, предполагается достижение к 2024 году 40% учеников в школах, демонстрирующих высокий уровень владения «цифровыми навыками» (не менее уровня 3 ICILS), 100% охвата обучения этим навыкам в школе, уровня 40% школ с безбарьерной средой для инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями, 10 тыс. сельских и поселковых школ, обновивших материальную базу, 80% доступности дополнительного образования в школах РФ, 250 центров образования взрослых в регионах. Впрочем, есть и более приземленные цели. По 27,8 млрд руб. в год предлагается тратить на строительство новых школ, 20,6 млрд руб. в 2019–2021 годах — на ликвидацию трех смен обучения в школах: вместе это четверть расходов по нацпроекту.
Всего в нацпроекте девять федеральных проектов (ФП). Самые дорогие — «Современная школа» (в основном за счет строительства) и университетский ФП (последний в тексте весьма неконкретен, из паспорта нацпроекта можно понять лишь то, что 70 университетов РФ будут «опорными» в качестве образовательных применительно к целям проекта — эта схема реализовывалась в КНР, а в 100 вузах будут созданы образовательные центры для средней школы). Относительно много средств предлагается выделить на ФП «Молодые профессионалы» — в основном это система дообучения специалистов среднего профессионального образования (15 тыс.) и масштабное внедрение в систему технологий организации WorldSkills: де-факто ее опыт будет интегрирован в новые стандарты профтехобразования. На этот проект за шесть лет уйдет 50 млрд руб.
Учителей в проекте призван поддержать ФП «Учитель будущего». Центральная его часть — создание аккредитационной системы подтверждения квалификации. Впрочем, новая аттестация с 2022 года грозит только руководителям школ. На педагогов ориентирована строящаяся система добровольной сертификации: в силу особенностей майских указов 2014 года дефицит кадров в среднем образовании РФ острее, чем в медицине, где система аккредитации внедряется быстрее.
Оценить потенциальное влияние нацпроекта на среднее образование невозможно: он, по сути, несамостоятелен по отношению к будущим разработкам Минпросвещения по переподготовке учителей, цифровизации школьной программы и коррекции ФГОС. Дополнительные 0,1–0,15% ВВП в среднем образовании вряд ли радикально изменят общую картину, но программа выглядит значимым и позитивным федеральным дополнением к существующим региональным расходам на школы.
Дмитрий Бутрин