Угроза отрасли может стать объединяющим фактором

Сан­кции США, пред­по­лагаю­щие мас­штаб­ные ог­ра­ниче­ния на пос­тавки пе­редо­вой по­луп­ро­вод­ни­ковой про­дук­ции в КНР, вве­ден­ные про­тив 28 ки­тай­ских ИТ-ком­па­ний, не пов­лияют на рос­сий­ский ры­нок. При этом, эк­спер­ты уве­рены, что в сло­жив­шей­ся си­туа­ции Рос­сии на­до объ­еди­нить уси­лия с Ки­таем по раз­ви­тию мик­роэ­лек­тро­ники.

Санкции против 28 китайских компаний, включая Megvii Technology, Dahua Technology, IFLYTEK, Sunway Microelectronics, Yitu Technologies, а также ряд лабораторий, исследовательских институтов, связанных с университетами и правительством Китая, были введены администрацией президента США 7 октября текущего года. Впрочем, большая часть этих компаний была включена в список "неблагонадежных" раннее. К примеру, китайские разработчики систем распознавания лиц, анализа и синтеза речи, а также систем биометрической идентификации оказались в санкционных списках еще в 2019 году.

Дополнительно в список контрагентов с сомнительной репутацией попала 31 китайская компания, которую США подозревают в использовании технологий и изделий американского происхождения для нужд китайской оборонной промышленности. Им дается два месяца, чтобы пройти аудит со стороны американских инспекторов, и в случае отказа они также будут внесены в санкционных список. По данным агентства TrendForce, под угрозой санкций могут оказаться и предприятия южнокорейских компаний, в частности, Hynix, расположенные в Китае.

Цель санкций - препятствование развитию суперкомпьютеров (особо были отмечены процессоры, способные выдавать вычислительную мощность более 100 петафлопс с площади не более 600 кв. м.) и исследовательских программ, связанных с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Ограничения касаются поставок сверхмощных процессоров, базовой логики, оперативной памяти, а также оборудования для их производства и технологий, позволяющих такое оборудование создавать. Практически сразу к санкциям США присоединились и власти Тайваня, в юрисдикции которого находятся два крупнейших мировых производителя микросхем – TSMC и UMC, где размещались и заказы из континентального Китая. Вместе с тем, массовых моделей процессоров и прочих микросхем ограничения не касаются. Тем не менее, по данным Financial Times, капитализация китайских чипмейкеров упала на $8,6 млрд.

"Санкции, накладываемые американской администрацией на поставки оборудования и технологий для производства микрочипов в Китай, во многом похожи на рестрикции, накладываемые на Россию", - уверен независимый эксперт Вадим Плесский.

"Введения таких ограничений давно следовало ожидать, и надо было максимально подготовиться к такому исходу. Еще недавно Китай вел очень осторожную политику, надеясь, что таких суровых санкций не будет. Но надежды не оправдались. США в таких делах не останавливаются, - предупреждает генеральный директор АО "ИВК" Григорий Сизоненко. - Это огромная угроза отрасли микроэлектроники, которая сформировалась, в том числе, и с пассивным участием России – мы "разбрасывали" свои интеллектуальные ресурсы по всему миру, думая, что они бесконечны. Практически также поступал и Китай. Но они опомнились немного раньше, и поняли, что надо создавать собственную микроэлектронику. Китай неплохо в этом преуспел, поэтому США пошел ва-банк в стремлении остановить их развитие в этом направлении".

"Существенного влияния на российский ИТ-рынок это не окажет. Заявленные администрацией США ограничения на передачу технологии 18 нм и более современных не повлияет существенным образом на возможности китайских компаний по производству готовой продукции", - считает Вадим Плесский.

Продукция компаний, попавших под наиболее серьезные санкции, не экспортировалась, в том числе и в Россию. Только YMTC, которая вошла в список "контрагентов с сомнительной репутацией", заключила соглашение о совместном производстве контроллеров для SSD с российским Kraftway. Однако, микросхемы, которые поставляет YMTC, используют не самую передовую технологию QLC и могут производиться на уже имеющемся оборудовании. "Для производства SSD-накопителей со средним объемом памяти не требуются самые высокие технологии. То, что мощности для их производства подпадут под ограничения, маловероятно", - считает Вадим Плесский.

Разработчики процессоров Zhaoxin и Loongson, по мнению британского онлайн-издания Tom’s Hardware Guide, в связи с санкциями столкнутся со сложностями в дальнейшем развитии продуктов, что и является заявленной целью санкций. При этом новейшие модели этих чипов, по данным источников Tom’s Hardware Guide, пока не экспортируются из-за того, что спрос на них заметно превышает предложение на домашнем рынке. Кроме того, последние разработки выпускаются у контрактных производителей за пределами Китая.

И тут могут возникнуть сложности, по крайней мере, с серверными процессорами. "Утверждается, что тайваньскому производителю микрочипов TSMC придется прекратить выпуск разработанных китайскими клиентами процессоров для серверных систем, если они используют американские технологии и программное обеспечение. Напомню, что ранее в такой ситуации оказались российские разработчики микрочипов. И здесь полезно вспомнить российских производителей микрочипов, которым было отказано в производство микросхем на Тайване", - предупреждает Вадим Плесский.

Тем не менее, как заявил заместитель генерального директора "Ред Софт" Рустам Рустамов на VIII Федеральном форуме по ИТ и цифровым технологиям нефтегазовой отрасли России Smart Oil & Gas 2022, RedOS обеспечивает полную поддержку архитектуры Zhaoxin.

Устройства (ноутбук и мини-ПК) на базе Zhaoxin KaiXian KX6640MA уже выпускаются под маркой ТОНК, однако в ограниченном количестве.

Плюс ко всему, российские компании освоили доставку по параллельному импорту. Исключением, по оценке директора дирекции ИТ, автоматизации и телекоммуникаций ПАО "Газпром нефть" Антона Думина, которое он высказал на форуме Smart Oil & Gas 2022, стали лишь те системы, где для обслуживания требуется прямое участие вендора, в частности, ряд систем хранения данных и сетевого оборудования. Причем среди оборудования, закупаемого по параллельному импорту, Антон Думин упомянул и вычислительные узлы с использованием графических процессоров. Однако, по мнению генерального директора ООО "Сибур Коннект" Рустама Абдрахманова, уже через 3-5 лет могут начаться сложности, если имеющиеся проблемы с поставками оборудования сохранятся.

 По данным опроса IT Channel News, в котором участвовали представители 309 компаний, по параллельному импорту закупается почти 40% серверов и СХД, каждый четвертый ПК или ноутбук, каждое пятое устройство печати и копирования, каждый шестой монитор.

По мнению Григория Сизоненко, для решения общих задач России и Китаю необходимо объединять усилия: "Во-первых, никто не отменял промышленный хантинг. Не надо стесняться задействовать этот механизм и платить большие деньги ценным специалистам, и привлекать их к строительству российской и китайской микроэлектроники. Буквально – "покупать мозги", как США. Беда в том, что как только начнутся такие траты, прокуратура сразу заинтересуется их правомерностью. И, как это нередко уже бывало, целесообразность этих трат будут оценивать люди, которые не разбираются в ожидаемых результатах. И все интеллектуальные "трофеи", потеряв достойное финансирование, очень быстро ретируются назад. Надо менять мышление, менять подходы к работе с первоклассными специалистами.

Второе – нам надо создавать отрасль микроэлектроники. Ее в России сегодня нет. Нет стратегии развития отрасли, и это очень плохо. Чиновники не торопятся ее создавать, а она жизненно необходима. Создание стратегии - это обучение будущих специалистов, начиная со школы и вуза, это кадры, это финансирование значимых для государства проектов. Необходимо сформировать стратегию в горизонте лет тридцати.

В сложившейся ситуации нам с Китаем надо объединить усилия по развитию микроэлектроники. И договориться, как мы будем пользоваться результатами совместного труда. В одиночку мы эту задачу не решим".

Вместе с тем санкции, наложенные на китайских производителей микрочипов, как полагает Вадим Плесский, подстегнут Китай еще сильнее развивать производства и технологии, и то же самое надо делать и российским предприятиям. "Китайские производители опережают российских. Но существует значительной потенциал для совместной работы – например, над процессорами архитектуры RISC V. Таким образом, американские санкции против китайских компаний, работающих на рынке микроэлектроники, в перспективе могут иметь обратный эффект. Объединенные усилия российских и китайских разработчиков вполне способны ускорить переход в России и Китае на архитектуру RISC V, которая не принадлежит американским компаниям. В результате Intel, AMD, а также производители микропроцессоров на архитектуре ARM, потеряют рыночную долю", - предлагает эксперт.

При этом основатель и глава аналитического агентства Future Horizons Малькольм Пенн предсказывает уже на будущий 2023 год серьезные проблемы со сбытом чипов. Этому будут способствовать экономический спад, снижение спроса на ИТ-продукцию и последующие падение цен на оборудование до рубежа рентабельности. В итоге падение выручки чипмейкеров может достигать 22%. При этом данный прогноз был сделан за неделю до введения санкций.

Яков Шпунт

Тематики: Оборудование, Регулирование

Ключевые слова: микроэлектроника, Новости Спецоперация на Украине, Санкции в ИТ сфере