Депутат от фракции «Единая Россия» Антон Немкин вынес предложение регулировать списания по платным подпискам. В предложенном им законопроекте предполагается внесение поправок к законодательству, защищающему права потребителей. Согласно документу, за день до предполагаемого списания средств, организация должна будет направлять плательщику уведомление с информацией о том, какая сумма и за какие услуги должна списаться, а также ссылку на отписку от платной услуги, на случай, если пользователь передумал пользоваться данной услугой.
Рынок платных подписок часто действует определенными методами, чтобы пользователь забывал или даже не знал о предстоящей оплате: у подавляющего большинства сервисов идет агрессивная реклама, позволяющая подключать платные подписки «по умолчанию», либо под давлением навязчивых звонков от оператора с предложением «бесплатных услуг». Кроме того, многие платные сервисы не оставляют шанса отказаться от них при подключении других услуг, актуальных для клиента: необходимость «попробовать» платные услуги может быть включена непосредственно в тариф мобильного оператора, отказаться можно только после активации тарифа. Кроме того, бесплатный период использования может быть настолько длительным (до нескольких месяцев), что пользователь может успевать забыть о потенциальных платежах.
Особенно удобно использовать подобные методы операторам связи, которые уже имеют доступ к счету клиента, и им достаточно только добавить стоимость дополнительных услуг к сумме списания. Учитывая, что у многих продвинутых интернет-пользователей в настройках интернет-банков выставлены автоматические платежи по счетам от постоянных поставщиков услуг, списание «лишних» средств без предупреждения может проходить незамеченным. Наиболее подвержены случайному подключению платных подписок младшие школьники и пожилые пенсионеры, первые по причине того, что еще не очень хорошо умеют читать, и плохо воспринимают большие объемы сложного мелкого текста, вторые – по причине плохого зрения, и понижающейся способности к критической обработке информации.
По информации источника «Ведомостей», общий объем платных подписок на российском рынке за прошедший 2021 год составил $1,5 млрд.
Другой источник «Ведомостей» сообщил, что обсуждение законопроекта о регулировании данного сегмента рынка прошло 15 марта 2022 г. в рамках заседания экспертного совета по законотворческой деятельности «Единой России». В целом предложение получило поддержку, предполагается доработка проекта с учетом высказанных в ходе заседания мнений. Также было принято решение о запросе позиций Минцифры и Роспотребнадзора в отношении инициативы, сообщает издание.
Представители операторов связи, к которым «Ведомости» обратились за разъяснениями, ответили, что либо не сталкиваются с рекламациями пользователей в отношении незапланированных списаний, либо уже оповещают пользователей о планируемом платеже.
Так, представитель «Ростелекома» на запрос «Ведомостей» сообщил, что «дополнительная регламентация выглядит излишней», а компания не фиксирует претензии клиентов по действующей процедуре отключения подписок. «Ростелеком» предлагает широкий спектр подписок: антивирусные предложения, дополнительное пространство на Яндекс.Диске, удаленная помощь технических специалистов, разнообразные подписки ЛитРес, а также функционал онлайн-платформы Wink.
Также по информации «Ведомостей», универсальный оператор «МегаФон» уже предупреждает абонентов о ежемесячных списаниях за несколько дней, как и сервис Okko от Сбера, а вот СберЗвук не предоставляет информации пользователям о предстоящих платежах.
На запрос «Ведомостей» ответил также и руководитель Ассоциации интернет-видео Алексей Бырдин, сообщив, что считает проблему преувеличенной, а предупреждение о запланированных платежах со ссылкой на возможную отписку - «циничной» по отношению к бизнесу ежемесячной провокацией пользователя на отказ от услуг. Данная мера на фоне обещанной государственной поддержки ИТ-сфере выглядит, по его словам, крайне несвоевременной, так как платные подписки являются серьезным источником дохода многих сегодняшних сервисов.
Другие эксперты высказались по вопросу в контексте того, что пользователи сами должны читать соглашения и меню сервисов, вместо того, чтобы обязывать поставщиков услуг напоминать о платежах. Курс рубля по отношению к евро и доллару, а также серьезные затруднения с оплатой зарубежных сервисов решат часть проблемы автоматически. Кроме того, любой сервис содержит в себе возможность отключения подписки в профиле пользователя. В то же время траты на повторное привлечение ушедшего пользователя могут повысить текущую стоимость сервисов и услуг, считают эксперты, не говоря уже о том, что пользователей, отказавшихся от продления бесплатной подписки, вообще может не удаться вернуть.