В 2014 году российский навигационный рынок акцентирует внимание на сервисах для массовых пользователей

«С 2011 года объемы отечественного рынка навигационных технологий ежегодно росли на 20-25%. Суммарный объем внедрения технологий на базе системы ГЛОНАСС в автомобильном транспорте за 2013 год. составил около 18 млрд рублей, в 2014 году этот показатель будет на уровне 20 млрд рублей. Драйвером этого роста в 2014 г. будет реализация крупных инфраструктурных отраслевых проектов, таких как «ЭРА-ГЛОНАСС» и обязательное оснащение отдельных категорий транспортных средств. В свою очередь, регулирующие меры будут стимулировать использование коммерческих сервисов на основе отечественной спутниковой навигации», - отмечает исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимир Климов.

По его словам, еще одним направлением наиболее активного развития российского рынка навигационных технологий, оборудования и услуг в 2014 году станет массовый потребительский рынок. «К концу 2014 г. уровень проникновения навигационно-информационных сервисов на российском навигационном массовом рынке составит около 10% от общего объема предоставляемых телематических услуг, достигнув в денежном выражении 1,2 млрд. рублей», - добавляет Владимир Климов.

Исполнительный директор Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Владимир Климов

Развитие сервисов в интересах конечных пользователей в этом году станет одной из ключевых тем VIII Международного навигационного Форума, который в апреле 2014 г. традиционно соберет ведущих мировых экспертов навигационной отрасли. По их оценкам, уже в ближайшее время большую востребованность на массовом рынке получат услуги веб-доступа, предоставляющие потребителям возможность мобильного контроля. Получение информации в режиме реального времени с помощью любого мобильного устройства (телефона, смартфона, планшета) не только о местоположении и перемещении людей, животных, личных транспортных средств, но и оперативное оповещение о различного рода нештатных ситуациях открывает широкие возможности для использования спутниковых навигационных технологий в повседневной жизни.

Тенденция планомерного расширения спектра инновационных решений, ориентированных на конечных пользователей, связана с несколькими ключевыми факторами: запуском в промышленную эксплуатацию в конце 2013 г. системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС»; реализацией государственных программ по созданию региональных навигационно-информационных центров (РНИЦ) в субъектах Российской Федерации и формированием рынка страховой телематики (появление новых для России страховых сервисов). По мнению генерального директора НИИ Прикладной Телематики Виталия Полторацкого, интеграция навигационно-информационных систем на базе единой инфраструктуры - платформы «ЭРА-ГЛОНАСС» - позволит заложить прочный фундамент для дальнейшего развития потребительских услуг и сервисов на основе навигационных, информационных и коммуникационных технологий.

генеральный директор НИИ Прикладной Телематики Виталий Полторацкий

Навигационно-информационные услуги для массовых пользователей в России только начинают создаваться, однако эксперты сходятся во мнении, что это один из наиболее перспективных направлений развития навигационной отрасли в ближайшие несколько лет. Это подтверждают и организаторы VIII Международного навигационного Форума.

«Интерес участников рынка все больше смещается в сторону массового сектора. Многие из них готовятся представить навигационные новинки, которые будут, несомненно, востребованными среди конечных пользователей. Как организаторы Форума, мы следим за развитием рынка и не можем не отметить расширение зоны комфорта потребления навигационно-информационных услуг, выход навигации за рамки привычного понимания технологии ГЛОНАСС как сугубо B2B направления. Мы отобрали ряд интересных решений, которые будут продемонстрированы в рамках Форума и выставки «Навитех» в апреле», - комментирует Валентина Карташева, исполнительный директор компании «Профессиональные конференции», организатор Международного навигационного Форума.

Исполнительный директор компании «Профессиональные конференции», организатор Международного навигационного Форума Валентина Карташева

Российская навигационная отрасль не только сохраняет устойчивые темпы развития, но и стремительно набирает обороты. По данным НП «ГЛОНАСС», к 2020 году навигационный рынок России в сегменте автотранспорта (оборудование, системы, решения, услуги) может вырасти в 20 раз и достичь $9 млрд.

«Сейчас игроки российского навигационного рынка наращивают технологический инструментарий, разрабатывают принципиально новые концептуальные решения, в том числе и для массового рынка. Для примера, если еще несколько лет назад наша технологическая платформа была ориентирована на выпуск навигационно-связного оборудования для решения бизнес-задач автопарков (контроль и управление транспортными средствами и спецтехникой), то сейчас мы также предлагаем миниатюрные портативные устройства (весом не более 120 грамм, малое энергопотребление, не требуют постоянной подзарядки) с высокой точностью определения координат объектов. Это устройства нового поколения, которые создают новые ситуации потребления навигационно-информационных услуг. Недавно на выставке мы продемонстрировали экспериментальный образец ГЛОНАСС портфеля с таким миниатюрным устройством, и продукт вызывал большой интерес. Люди уже на стенде были готовы приобретать первые образцы. Все это говорит о высокой востребованности навигационно-информационных услуг на массовом рынке», - говорит директор по маркетингу SpaceTeam холдинга Светлана Хадонова.

Директор по маркетингу SpaceTeam холдинга Светлана Хадонова

Существенным фактором, способствующим широкому распространению навигационно-информационных услуг среди массовых пользователей, является планомерное снижение цены на навигационные устройства. Если несколько лет назад мобильные трекеры можно было приобрести за 10-12 тыс. руб., то сейчас их цена, как правило, не превышает 3 тыс. руб. Одновременно это происходит на фоне технологического совершенствования навигационных продуктов - уменьшения размеров устройств и снижения энергопотребления.

Как отмечает редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко, фокус внимания общественности постепенно смещается с орбитальной группировки ГЛОНАСС на наземную составляющую. А это значит, что с каждым годом российских пользователей все больше захватывает практическое  применение спутниковых технологий в повседневной жизни. Современные ГЛОНАСС устройства уже сегодня предоставляют широкий спектр возможностей для контроля любых подвижных и стационарных объектов. В целом сфера применения ГЛОНАСС безгранична:  сельское хозяйство, спорт, здравоохранение, путешествия, развлечения и пр. Здесь открываются большие перспективы. Нужна только фантазия и знание предмета. За рубежом навигационные технологии уже давно получили повсеместное распространение: от приложений для игроков в гольф до передачи данных на мобильные устройства врачей о текущем состоянии контролируемых пациентов. Что касается России, то сейчас для активного внедрения ГЛОНАСС технологий на массовом рынке нам не хватает взаимного движения бизнеса и конечных потребителей навстречу друг другу. Хотя положительные сдвиги здесь определенно есть. Это касается и нормативно-правовой базы, и технологического инструментария. Еще пару лет назад мы не могли представить, что ведущие  производители навигационных приемников будут использовать ГЛОНАСС, сейчас же это в порядке вещей. Резюмируя, отмечу, что бизнесу нужно больше обращать внимание на то, что хотят потребители и при разработке ГЛОНАСС решений  отталкиваться именно от них, а не наоборот».

Редактор журнала «Вестник ГЛОНАСС» Константин Крейденко

«Внедрение любых новых технологий всегда идет от профессионального сегмента к массовому. И сегодня развитие индивидуальной потребительской навигационной аппаратуры набирает обороты - многие персональные устройства используют возможности системы GPS, потребительские устройства с ГЛОНАСС (смартфоны, персональные трекеры) также начали выходить на рынок. Государственная поддержка и развитие системы ГЛОНАСС позволили достичь технологического прогресса в области спутникового контроля корпоративного транспорта и в ближайшем будущем многие проекты получат реализацию как на коммерческом рынке, так и на потребительском рынке. Так, в ближайшее время навигационные технологии будут активно внедряться в работу служб экстренного реагирования и на страховом рынке, что значительно расширит сферу их применения и сделает их доступными для конечных потребителей. Во-первых, в следующем году будет запущен федеральный проект «ЭРА-ГЛОНАСС», в рамках которого будет производиться оповещение служб спасения о произошедших ДПТ и приниматься меры по направлению на место происшествия служб спасения. Мгновенное оповещение о происшествии и передача точных координат ДТП позволит сократить время прибытия бригады скорой помощи и, возможно, спасти жизнь пострадавшему.  Кроме того, в ближайшее время мы ожидаем развития проектов в сфере страхования, где применение данных систем мониторинга будет использовано для оценки стиля вождения при расчете индивидуальных страховых тарифов. Страховая компания может получать от системы мониторинга данные о стиле вождения, пробеге и маршрутах застрахованного автомобиля, что позволяет делать скидки на услуги страхования более аккуратным водителям. Кроме того, система мониторинга в ряде случаев может выступать и в качестве противоугонной, что снижает риск хищения транспортного средства. Безусловно, VIII Международный навигационный Форум и выставка «Навитех-2014» станут одной из главных площадок, где отечественные производители смогут широко продемонстрировать последние разработки в сфере навигационно-телематических решений для массового потребительского рынка и эффективность которых сможет ощутить конечный пользователь», - добавляет заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов.

Заместитель генерального директора компании Omnicomm Станислав Емельянов

В свою очередь пресс-секретарь Клуба НАВИТОРИНГ (НАВИгация и мониТОРИНГ) Наталья Рушкевич отмечает, что уже сейчас игроки рынка ГЛОНАСС, основной компетенцией которых является разработка систем контроля корпоративных автопарков, все большее внимание уделяют реализации проектов, в которых их опыт и навигационные технологии могут быть полезны для каждого конкретного человека. «Ярким примером может послужить проект, реализованный в 2013 году одной из российских компаний. Сейчас во многих городах страны действуют муниципальные программы под названием «Безопасный город», основная цель которых — эффективная охрана собственности и безопасности граждан. При реализации программ задействуются различные высокотехнологичные комплексы: системы видеонаблюдения и мониторинга, проводится интеграция информационных систем пунктов экстренной связи, полиции и других ведомств. Немаловажный вопрос при реализации таких широкомасштабных проектов — как  «обуздать» огромные потоки информации, поступающие от этих систем и помочь сотрудникам правоохранительных органов в принятии правильных решений. В этом и помогают навигационные системы, которые позволяют отобразить всю поступающую информацию в привязке к местности, показать взаимосвязь между объектами и элементами городской инфраструктуры. Именно тут многолетний опыт разработчиков систем мониторинга транспорта оказывается очень полезным», — добавляет она.

Пресс-секретарь Клуба НАВИТОРИНГ (НАВИгация и мониТОРИНГ) Наталья Рушкевич

По оценкам НП «ГЛОНАСС», более 90% всего мирового навигационного рынка - это сегмент массового потребителя, сервисы и услуги, связанные с удовлетворением потребностей мобильных пользователей - пешеходов, автомобилистов. Именно эта тенденция  определяет быстрый рост этого рынка и высокий интерес к нему со стороны бизнеса. На навигационном рынке все ожидают инновационный бум: появление новых продуктов и услуг, новых сервисов. Это обусловлено тем, что потребительская навигация находится на стыке нескольких высокотехнологичных отраслей: информационных сервисов, телекоммуникаций, микроэлектроники и др.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: мероприятия Москвы, ГЛОНАСС