АРПЭ, в которую входят в том числе «Ангстрем-Т» Леонида Реймана, холдинг GS Group и «Байкал Электроникс», разработала проект «Стратегии развития электронной промышленности в России до 2030 года» (есть у “Ъ”), окончательный вариант которой готовит департамент радиоэлектронной промышленности Минпромторга. В проекте предлагается расширить в отрасли долю частного сектора, ориентированного на гражданскую продукцию, и сократить долю госсектора, а также доходов от государственного оборонного заказа.
По оценке АРПЭ, разработкой и производством электроники сейчас занимается около 2,5 тыс. российских компаний, из которых более 500 полностью или частично контролируются государством, а около 30 — зарубежными корпорациями. При этом частные компании вынуждены развиваться за счет удовлетворения спроса в технологических нишах, а не в массовом сегменте, из-за чего только 5% российской электроники поставляется на экспорт.
АРПЭ предлагает с помощью госрегулирования создать в России рыночный спрос на разработку и производство электронного оборудования. Чтобы вывести такое оборудование и ключевые микросхемы на серийность и конкурентоспособный мировой уровень, нужен спрос со стороны «Ростелекома», Сбербанка, ОАО РЖД, «Россетей» и «Газпрома», полагают в АРПЭ. Также потребуется сокращение числа финансируемых государством проектов и концентрация на приоритетных задачах. Ежегодный объем финансирования НИОКР в каждом из пяти предварительно выделенных направлений оценивается примерно в 3–4 млрд руб.
«В инвестиционных проектах важно перейти от государственного дотационного финансирования к коммерческому — за счет собственных средств, частных инвесторов, различных фондов»,— уверен исполнительный директор АРПЭ Иван Покровский. Для этого необходимо вместо сотен проектов, которые сейчас финансирует государство, выбрать 15–20, где российские компании в состоянии предложить конкурентоспособные решения, считает он. «Но что касается производства микроэлектроники и микросхем — без госфинансирования не обойтись. Мы рассчитываем, что оно может остаться на том же уровне — 30–50 млрд руб. в год»,— уточнил господин Покровский.
В Минпромторге “Ъ” сообщили, что к разработке стратегии привлекались органы исполнительной власти, вузы и научное сообщество, в том числе ЦНИИ «Электроника» (входит в «Ростех»), тезисы АРПЭ учитывались при доработке проекта. В АРПЭ заявили, что именно ЦНИИ «Электроника» занимается ее разработкой, тогда как АРПЭ подключилась к работе только с июня 2018 года. В ЦНИИ «Электроника» не стали комментировать предложения АРПЭ.
«Ростелеком» приветствует поддержку отечественного производителя, заявили в компании. «Вместе с тем компания закупает не отдельные микросхемы, а готовое оборудование, причем на конкурсной основе. Российские производители должны соблюдать условия, предъявляемые при закупках, а их оборудование или программное обеспечение — соответствовать техническим требованиям»,— подчеркнули в компании.
Компании с государственным участием в первую очередь заинтересованы в снижении издержек и увеличении прибыли, поэтому необходимо предложить им стимул для участия в подобных сложных проектах, требующих от них и компетенций, и вложений, считает директор по стратегическим проектам и коммуникациям GS Group Андрей Безруков. По его мнению, чтобы схема заработала, можно, например, разработать нормативно-правовую базу, стимулирующую создание проектных консорциумов для создания высокотехнологичного оборудования.
Юлия Тишина