В первой сессии «Smart-технологии в городской инфраструктуре» участвовали: заместитель директора по развитию и эксплуатации интеллектуальных транспортных систем компании «Швабе» (входит в Госкорпорацию Ростех) Иван Морданов, директор по инновациям «Меркатор Холдинга» Павел Теплов, исполнительный директор «Контрол Лизинга» Александр Усов, коммерческий директор компании «АйТи умный город» Виталий Савченко, коммерческий директор VisionLabs Илья Романов и директор по правовым инициативам Фонда развития интернет-инициатив Александра Орехович.
Открывая сессию, ее участники оценили место России на мировом рынке технологий Smart City.
Так, по словам Виталия Савченко, Россия отстает от Европы в сфере развития «умного» освещения: в отличие от Европы, в России недостаточно операторов, которые могут предоставлять услуги в рамках специальной беспроводной сети для интернета вещей.
В то же время Москва является одним из лидеров рынка интеллектуальных транспортных систем, отметил Иван Морданов. Он добавил, что «Швабе» вносит значительный вклад в развитие транспортной городской среды: Холдинг реализует комплексный подход к построению ИТС, позволяющий как эффективно внедрять ее, так и эксплуатировать в дальнейшем. Иван Морданов также акцентировал внимание на том, что ИТС включает в себя множество подсистем и аппаратно-программных комплексов, в единой связке помогающих осуществлять мониторинг и эффективное управление дорожным движением.
В области технологий распознавания лиц и компьютерного зрения российские технологии «ушли очень далеко вперед» от стран Европы, где они создавались в последние десятилетия, считает Илья Романов. Впрочем, еще предстоит оценить, возможно ли повсеместное внедрение и использование технологий, уже работающих в Москве и городах-миллионниках, указал он.
Говоря о применении технологий для управления городским хозяйством, Павел Теплов отметил, что от ряда регионов РФ есть запросы на переход к смарт-контрактам. «Это сочетание фактически лизинговых механизмов с темой содержания этих территорий», — пояснил он.
В то же время, к примеру, в вопросе контроля качества автодорог и ситуации на трассах городские власти могли бы обратиться за помощью к таксопаркам, считает Александр Усов. Информация, снятая с телематического оборудования автомобилей, будет иметь ценность и для чиновников, полагает он.
Вместе с тем вопрос правовой принадлежности данных, снятых с датчиков, остается пока нерешенным, отметила Александра Орехович. Этот вопрос должен решаться через регулирование, и бизнесу важно принять в этом процессе участие, считает она.
Во второй сессии «Smart-технологии для всех и для каждого» приняли участие: Виталий Орехов, заместитель руководителя проекта «Общегородской контакт-центр» департамента информационных технологий города Москвы, Талли Кельми, создатель и креативный директор агентства Ampersand.fm, Дмитрий Ватулин, генеральный директор United 3D Labs, Мария Ромашова, генеральный директор «СТП-инжиниринг».
Виталий Орехов рассказал, как применяются цифровые технологии в работе городского контакт-центра. Общегородской контакт-центр правительства Москвы создан в 2011 году, включает в себя 34 горячие линии для граждан, юридических лиц, органов власти и обрабатывает сейчас более 3 млн вызовов жителей в месяц, ежедневно обеспечивая высокий уровень доступности и качества обслуживания. В своей работе горячая линия использует искусственный интеллект. Робот консультирует москвичей, отвечает на их вопросы. Планируется, что «Московский виртуальный оператор» должен научиться вести полноценный диалог с абонентом, а его речь должна стать похожей на человеческую.
Талли Кельми рассказала о запуске приложения «Мой умный город», которое впервые объединит информационные сервисы Москвы и платежные сервисы ВТБ. Пользователь сможет оплачивать ЖКХ, сотовую связь, штрафы ГИБДД, школьное питание, детский сад, кружки и секции, получать своевременные напоминания о строках платежей, визуализировать все платежи в календаре, производить их выборку. Кроме того, в этом сервисе москвичам будут доступны заказ такси, пополнение парковочных счетов и карты «Тройка», получение информации об общественном транспорте, о культурных событиях в столице, а также приобретение билетов на московские мероприятия, участие в проекте «Активный гражданин». Талли рассказала, что приложение позволит объединить весь город в удобный сервис и поможет жителям решать их ежедневные задачи и проблемы.
Мария Ромашова, генеральный директор «СТП-инжиниринг», презентовала устройство, помогающее людям с ограниченными возможностями. У инвалидов по зрению и инвалидов с сочетанным нарушением зрения и слуха есть проблемы: невозможно идентифицировать общественный транспорт, определить назначение здания, местоположение его входной двери, ориентироваться внутри здания и т. д. Все эти проблемы позволяет решать система информирования и ориентирования «Говорящий город». Пользователь получает по радиоканалу сообщения о транспортных средствах и стационарных объектах, находящихся в зоне действия системы. И может точно определить направление движения к нужному объекту. Например, «аптека “Здоровье”, перед входом три ступеньки, дверь открывается на себя, ручка двери — справа», «Внимание, дорожные работы, обход справа, вдоль здания».
Дмитрий Ватулин из United 3D Labs рассказал о роли технологий 3D, виртуальной и дополненной реальности на объектах культуры. Использование различных мультимедийных решений в музеях, галереях, выставочных залах уже давно никого не удивляет. Даже в самых консервативных музеях есть как минимум аудиогид и интерактивный киоск с навигацией по залам. Музеи и учреждения культуры все чаще используют мультимедиа, причем уже не только в качестве вспомогательного средства, но и непосредственно как сами выставочные экспозиции. Это и не удивительно. Интерактивные киоски дают возможность предоставить гостям доступ к огромному количеству информации в условиях ограниченной площади; применение анимации позволяет объяснить то, что крайне сложно объяснить статичными иллюстрациями; а использование современных технологий виртуальной, дополненной и смешанной реальности демонстрирует посетителям то, что просто было бы невозможно показать никаким иным способом в залах музеях, просто в силу огромных (или, наоборот, слишком маленьких) размеров.