Право на вещание в составе второго мультиплекса цифрового эфирного телевидения по итогам прошедшего вчера в Роскомнадзоре конкурса получило ООО "Спас ТВ" с концепцией православного телеканала "Спас". Компания представила "лучшую концепцию вещания телеканала и ее технико-экономическое обоснование", сообщило ведомство.
Всего во второй цифровой мультиплекс — пакет телеканалов, которые при переходе на цифру будут вещать на одной частоте,— войдут десять вещателей. По итогам состоявшегося в декабре прошлого года конкурса ими стали РЕН ТВ, СТС, "Домашний", "Спорт 1", "Спорт плюс", "Звезда", "Мир", ТНТ и "Муз-ТВ". В число победителей тогда вошел и "ТВ Центр" московского правительства, но в апреле 2013 года президент Владимир Путин перевел его в первый цифровой мультиплекс, который будет распространяться за счет государства. В него также входят "Первый канал", НТВ, четыре канала ВГТРК, "Карусель", "Пятый канал" и "Общественное телевидение России".
На освободившееся место во втором мультиплексе вчера претендовали четыре канала. Конкурентами "Спаса" были развлекательные каналы ТВ3 и "Пятница" холдинга "ПрофМедиа" Владимира Потанина и информационный "Дождь" Натальи Синдеевой. Заявку подавал и молодежный канал О2, отозвавший ее за два дня до конкурса. В заявлении O2 уточнялось, что "в целях осуществления духовно-нравственной и гуманистической миссии" место в мультиплексе должен получить именно "Спас".
51% ООО "Спас ТВ", по данным "СПАРК-Интерфакса", принадлежит финансово-хозяйственному управлению Московского патриархата Русской православной церкви, оставшиеся 49% — у ООО "Спас Медиа", учрежденного Максимом Ивановым. Канал входит в пакеты спутниковых "НТВ Плюс" и "Триколор ТВ" и транслируется рядом кабельных операторов. В июне—августе этого года, по данным TNS Russia, среднемесячный охват "Спаса" составлял 4,2 млн жителей крупных городов (109-е место среди 159 измеряемых тематических телеканалов).
Теперь "Спасу" как участнику второго мультиплекса предстоят значительные расходы. Победитель конкурса должен сразу выплатить 36,095 млн руб. и заключить десятилетний контракт на распространение сигнала с ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". В 2013 году плата по контракту составляет 107,8 млн руб., но с каждым годом будет увеличиваться, пока цифровой инфраструктурой не будет охвачена вся страна. Тогда ежегодный платеж достигнет 944 млн руб.
Основным источником финансирования канала, по словам гендиректора "Спаса" Бориса Костенко, является Фонд православного телевидения, учрежденный структурами Русской православной церкви. "Вопросы развития канала обсуждались на высоком уровне, включая патриарха, и у нас есть благословение на дальнейшую работу",— уточнил господин Костенко. "Мы понимаем, что телевидение — дело затратное, а высококачественное телевидение — очень затратное. В данном случае, как при любом церковно-общественном проекте, есть много людей, которые готовы вложиться, в том числе и финансово",— заверил вчера руководитель Синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. Он признает, что "Спас" "ожидает реформа, которая потребует увеличения расходов". При этом концепция канала существенно не изменится, уточняет Борис Костенко. Но, по его словам, появятся и новые форматы, "ориентированные в первую очередь на ищущих молодых людей".
Господин Костенко признает, что перед каналом не ставится задача выхода на окупаемость, однако не исключает, что в эфире "Спаса" может появиться и реклама, "естественно, с серьезными ограничениями". Сейчас "Спас" вряд ли может рассчитывать на интерес рекламодателей, только если кто-то из них придет на канал из соображений благотворительности или моральной поддержки, считает президент рекламной группы Twiga Александр Оганджанян.
Павел Белавин, Павел Коробов, Сергей Соболев