В законе «О контрактной системе в сфере закупок» перечислены случаи, когда проводить конкурс необязательно. Минкомсвязи хочет добавить в список новый пункт: у единственного поставщика можно заказать товары и услуги с использованием спутниковой навигации. Эксклюзивным поставщиком станет принадлежащее государству АО «ГЛОНАСС», оператор информационной системы спасения автомобилистов «ЭРА-ГЛОНАСС».
Минкомсвязи обнародовало проект изменений в статью 93 закона «О контрактной системе». Сейчас эта статья легализует единственного поставщика в закупках для обеспечения визитов глав иностранных государств, покупки билетов на мероприятия, поставках военной техники или культурных ценностей и др.
В список предложено добавить закупку «работ либо услуг, связанных с получением, обработкой, хранением и (или) передачей информации о выявлении фактов нарушений в области безопасности дорожного движения, иной информации, которая формируется c использованием сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации». Контракт предлагается заключать с оператором информационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — АО «ГЛОНАСС».
Документ подготовлен в соответствии с поручением вице-премьера Дмитрия Рогозина по итогам совещания 15 февраля. Поручение предлагает разработать поправки «в целях принятия в период весенней сессии Государственной думы».
Распоряжение правительства от 26 декабря 2016 года определило 17 сфер деятельности, в которых необходимо использовать данные «ЭРА-ГЛОНАСС». Это почтовая связь, защита населения от чрезвычайных ситуаций, энергетика, ЖКХ, здравоохранение, торговля, подготовка и проведение выборов и др. На закупки соответствующих товаров и услуг и будут распространяться предложенные поправки в закон «О контрактной системе».
Член экспертного совета при правительстве Андрей Ионин предположил, что поправки вносятся для согласования с законом «Об информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС», принятым в 2013 году.
— «Иной информации» — это как раз формулировка из этого закона, — пояснил Андрей Ионин. — Сейчас мы наблюдаем технологическую революцию в сфере транспорта, это и connected car, и беспилотные машины. В ближайшие 15 лет здесь появится много такого, что мы сейчас не можем предположить. Использована абстрактная формулировка, чтобы каждые полгода не вносить поправки.
В случае ДТП прибор «ЭРА-ГЛОНАСС», встроенный в автомобиль, должен автоматически отправить сигнал о происшествии и точные координаты машины спасателям.
Обсуждалось использование системы при любых чрезвычайных ситуациях, так как она взаимодействует с экстренными службами, рассказал Андрей Ионин. Но пока практических применений это не нашло.
— Формулировка расплывчатая, скорее всего, уже на этапе экспертных обсуждений ее будут критиковать, — отметил директор по проектной деятельности Института развития интернета Арсений Щельцин. — Ее можно распространить на любые продукты, использующие сигналы ГЛОНАСС, в том числе и госмессенджеры, навигационное ПО и т.д.
Логично, что в России на автомобили, скорую помощь, пожарные машины и т.п. стоит устанавливать единую систему, а не выбирать каждый раз и затем иметь головную боль со взаимодействием систем, подчеркнул руководитель картографического проекта MAPS.ME (принадлежит Mail.ru Group) Евгений Лисовский. По его мнению, поправка не повлияет на производителей навигаторов, навигационных программ и приложений, не ограничивает возможности дополнительно использовать GPS.
Эксперт напомнил, что ГЛОНАСС — российская система. Из соображений государственной безопасности для систем оповещения лучше использовать именно ее.
Пресс-служба Минкомсвязи не смогла оперативно прокомментировать законопроект.
Василиса Белокопытова, Александр Кондратьев