В июне Федоров и его партнер Дмитрий Козлов планируют провести ICO и привлечь в проект вдвое больше вложенных средств. Впрочем, опрошенные РБК Петербург юристы сомневаются в успешности подобного сервиса.
Как рассказал РБК Петербург сам Федоров, основными клиентами агентства станут международные и российские производители товаров, которые имеют зарегистрированные торговые марки. «Мы презентуем ноухау — электронные сертификаты, которые будут выдаваться сайтам, чтобы защитить товарные знаки. Правообладатель через систему блокчейн сможет отследить, на каких сайтах выставляется его товарный знак. Таким образом производитель будет понимать, какие компании торгуют законно, а какие — контрафактом», — отметил бизнесмен. Правообладатели будут контролировать продавцов, имеющих официальный сертификат. В случае если продавец будет реализовывать контрафакт и на него поступит жалоба от покупателя, сайт будет блокироваться.
По словам Федорова, за 2017 год число незаконного использования в сети товарных знаков выросло на 33%. Поэтому он считает, что спрос на услуги юридического блокчейн-стартапа будет высок.
Инвестиции в 3 млн долл. бизнесмены планируют окупить после проведения ICO, на котором намерены собрать 6 млн долл. По словам Федорова, партнеры проведут ICO в июне 2018 года и выпустят IQ coin. «Это будет первый случай вывода юридического агентства на ICO в российской практике, — добавляет он. — Покупатели токенов получат право получения юридических услуг на сумму купленных ими обязательств».
Успешность проекта будет зависеть от нескольких факторов, говорят эксперты. «Успех проведения ICO зависит от технологичности проекта и легкости его масштабирования. Если компания предложит юридическое ноу-хау, понятный софт, который можно будет масштабировать (с учетом разницы в юридических системах) в разных странах, проект взлетит. Тем более, что планируемая сумма привлеченных средств небольшая», — полагает Алексей Юров, координатор рабочей группы Роспатент-ВЭБ-ВОИР по блокчейну.
При этом опрошенные РБК Петербург юристы сомневаются в успешности нового проекта. Управляющий партнер адвокатского бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин отмечает, что непонятно, зачем нужен неофициальный реестр по сертификации товарных знаков, если уже существует механизм официальной государственной регистрации товарного знака через Роспатент.
«Безусловно, этот процесс занимает достаточно много времени и требует значительных финансовых вложений в виде уплат различных государственных пошлин в зависимости от количества классов МКТУ [международная классификация товаров и услуг — ред.] на разных этапах регистрации, — говорит Терехин. — Защита же прав посредством использования коммерческого проекта, носит, на первый взгляд, сомнительный характер».
С ним согласен старший партнер «Дювернуа Лигал» Игорь Гущев. «В чем будет заключаться эта дополнительная защита, если продавец может купить сертификат, но продолжит продавать контрафакт? Как это можно будет отследить?», — задает риторические вопросы эксперт.
Ксения Юркина