Fly стал лидером российского рынка смартфонов благодаря «Евросети», рассказал РБК ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Он говорит, что самые ходовые модели Fly в России — дешевые, которые компания выпускает по инициативе «Евросети». По данным Муртазина, на телефонах Fly «Евросеть» зарабатывает около 40% прибыли — ни Samsung, ни Nokia такие выгодные условия предложить не могут. Для «Евросети» Fly фактически стал частным брендом: вместе с ним компания формирует модельный ряд с десятком смартфонов дешевле 5000 руб. — намного больше, чем у ведущих мировых производителей смартфонов, говорит Муртазин. По его данным, сейчас в России на «Евросеть» приходится треть продаж всех смартфонов (в штуках), и через нее Fly делает около 70% всех продаж в стране. А на Украине, где «Евросети» нет, позиции Fly слабее, добавил Муртазин.
«Мы лидеры продаж в «Евросети» и вторые в сети «МегаФон», — рассказал РБК директор по продажам Fly Раджив Тхакур. Но он уверяет, что Fly обгоняет конкурентов благодаря российскому дистрибьютору «Мсота», торгующему только его телефонами. При этом Тхакур признает, что позиции Fly на Украине слабее, чем в России. Маржу, которую получает «Евросеть» от продаж устройств Fly, Тхакур назвать отказался. В «Евросети» сотрудничество с Fly не прокомментировали.
По данным крупнейших российских розничных сетей, Fly за первое полугодие стала вторым после Samsung продавцом смартфонов в России. А в июне и вовсе вырвалась вперед, рассказал Эльдар Муртазин (предварительные данные «Связного» и «Евросети» за первые две недели месяца это подтверждали). До сих пор на российском рынке смартфонов лидировали так называемые A-бренды — всемирно известные марки, которые сами разрабатывают собственные модели. А Fly — типичный B-бренд — компания, которая продает разработанные в Китае смартфоны под своей маркой.
По предварительным данным «Евросети», в первом полугодии на него пришлось около 12% продаж смартфонов в штуках — больше продала только корейская Samsung (20%); Apple заняла третье место (11%). А в апреле продажи Fly ускорились, после того, как компания выпустила самый популярный сейчас в России смартфон Fly IQ238 Jazz ценой около 1700 руб., говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская.
В России Fly за первое полугодие заняла второе место с долей около 15% рынка смартфонов в штуках, хотя в деньгах на него пришлось около 5%, говорит представитель «Связного» Мария Заикина. В основном смартфоны Fly представлены в категории дешевле 5000 руб. — на этот сегмент за первое полугодие пришлось 44% всех российских продаж смартфонов в штуках против 25% в первом полугодии 2013 года, рассказала Заикина.
Бренд Fly принадлежит зарегистрированной в Великобритании компании Meridian Group, основанной в 2003 году. Гендиректор компании Суреш Радхакришнан рассказывал журналистам, что компанию учредили индийцы, англичане и канадцы. Meridian Group под маркой Fly продает китайские смартфоны в России, на Украине, в Великобритании и Индии. В России ее давно выбрала одним из своих стратегических партнеров «Евросеть» — крупнейшая розничная сеть магазинов сотовой связи, вместе с корейскими A-брендами, Samsung и LG.
Смартфоны сейчас окончательно превратились в основной сегмент рынка мобильных телефонов. По данным МТС, по итогам второго квартала в России смартфонов продали в полтора раза больше, чем обычных кнопочных телефонов, при этом мобильный телефон стоил в среднем 1690 руб., смартфон — почти в пять раз дороже, 8320 руб.
Роман Дорохов, Ирина Юзбекова