Напомним, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-Исследовательский Институт «Восход» опубликовало извещение о закупке на сайте ЭТП 12 декабря 2019 года. Начальная (максимальная) цена контракта составляла 231 193 333,34 рублей. По окончании срока подачи заявок 14 января 2020 года было подано четыре заявки: АО «Компания ИнтерТраст» (с предложением по цене контракта 120 млн рублей), ООО «Корус Консалтинг ГК» (более 231,1 млн рублей), ООО «Хоулмонт» (190 млн рублей) и ООО «Открытый код» (более 175,7 млн рублей).
Все заявки были допущены к конкурсу и признаны соответствующими требованиям, установленным конкурсной документацией. Далее они были оценены по ряду критериев. Так, например, по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» прототип системы оценивался по 45 характеристикам, в числе которых наличие открытых интерфейсов прикладного программирования, совместимость с как минимум двумя последними версиями ряда известных браузеров, открытость технологической платформы и процесса разработки, наличие документированного REST API, возможность доступа к ПО системы неограниченного числа пользователей при одновременном подключении веб-интерфейса или мобильного приложения, взаимодействие с квалифицированной и неквалифицированной ЭП и так далее. Еще одним важным критерием стала квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, а также опыта работы, связанного с предметом контракта. Предложения по цене также принесли каждой компании определенное количество баллов.
Подведение итогов состоялось 22 января 2020 года. В результате наибольшее количество баллов – 87,35 – получила компания «Хоулмонт», которая и получила право заключить контракт на оказание услуг по предоставлению технического решения для создания типового решения СЭД в составе информационной системы «Платформа юридически значимого электронного документооборота». «ИнтерТраст» набрала 85,6 баллов, «Корус Консалтинг» - 63,37, «Открытый код» - 57,49.
В компании «Хоулмонт» подтвердили участие и победу в данном тендере, однако, комментировать его итоги до официального заключения договора отказались. Напомним, что «Хоулмонт» - российская компания по разработке корпоративного программного обеспечения, основанная в 2008 году, разработчик хорошо известной на отечественном рынке СЭД «ТЕЗИС».
Опрошенные ICT-Online.ru коллеги «Хоулмонт» по рынку СЭД также отказались комментировать итоги тендера, за исключением компаний ЭОС и «Софтлайн». «Знаете, если бы мы работали на биржевом рынке, где каждая новость является предметом для спекуляции и, соответственно, изменения курса акций, то можно было бы ожидать немедленной реакции. К счастью, мы живем в другой экосистеме. Хотя, как только первые новости, которые правильней было называть слухами, о создаваемой «Платформе юридически значимого электронного документооборота», которую изначально назвали «ГосСЭД», вызвали нервную реакцию как со стороны игроков рынка, так и заказчиков. Можно было сказать, что индекс рынка пошел вниз, а акции некоторых компаний заметно упали. Но потом, с увеличением информационного потока, все вернулось практически в изначальную биржевую позицию», - рассуждает руководитель отдела по работе с партнерами компании ЭОС Алексей Перегудов.
«Безусловно, «Платформа юридически значимого электронного документооборота» повлияет на рынок СЭД, - продолжает Алексей Перегудов. - Как? Я думаю, что этого не знает никто: ни Минцифра, ни «Восход», ни участники рынка. Почему? Во-первых, нет документа, полно описывающего концепцию проекта. Насколько я знаю, он еще в разработке и там есть белые пятна. Во-вторых, и авторы проекта это не скрывают, потребуется изменение ряда нормативно-правовых актов Российской Федерации, а это процесс не всегда быстрый. В-третьих, декларируется, что в рамках «Платформы» для «Восхода» важно не создание ГосСЭД (этот термин вообще не употребляется), а создания ряда облачных сервисов (аналитика, базы знаний и т.д.) и «типового решения» СЭД, а может и не одного. Типовое решение будет предлагаться тем, чья СЭД не отвечает современным требованиям, либо тем, у кого нет СЭД вообще (интересно, а такие есть?). Остальным разработчикам будет предложено интегрировать свои разработки с облачными сервисами».
«Цели, безусловно, благие. И их последовательное выполнение дало бы импульс развитию рынка, и «цифровизации» госуправления. Но… как быстро будет сформирована концепция и насколько проект будет идти в ее рамках? Когда и как будут изменены нормативные акты? И самое главное, насколько декларации совпадут с реальными действиями регулятора? Все это факторы риска для рынка и его игроков. И важно, чтобы действия «Восхода», как исполнителя проекта, были предсказуемы для всех. Что же касается итогов конкурса, то я бы хотел бы поздравить коллег с победой. Они начинают тяжелый проект за результатами которого будут наблюдать многие, поэтому я хочу пожелать им удачи и крепких нервов. Этот проект будет непрост», - резюмирует Алексей Перегудов.
Напомним, кстати, что в октябре 2019 года руководитель проекта НИИ «Восход» Сергей Гортинский рассказывал о проекте создания «Государственной СЭД», выступая на конференции «Осенний документооборот – 2019» компании ЭОС (см. новость раздела «ЭОС» от 28 октября 2019 г.).
«Проект по внедрению технического решения для создания платформы системы электронного документооборота в НИИ «Восход» реализуется в рамках федеральной программы «Цифровая экономика» и является одним из крупнейших на рынке СЭД в госсекторе. Он позволит заказчикам НИИ «Восход», среди которых большая часть российских министерств, перейти на новый уровень управления документооборотом и позволит создать единое межведомственное информационное пространство», - добавила руководитель направления СЭД/ECM департамента бизнес-решений группы компаний Softline Полина Дуйкова.
ICT-Online.ru удалось также узнать позицию еще двух наблюдателей рынка, но они пожелали остаться неназванными. Первый из них назвал инициативу по создания госСЭД «странным проектом со странной судьбой», объясняя этот тем, что «все подобные проекты до этого момента заканчивались ничем, и есть основания думать, что и в этот раз будет не все гладко». Инкогнито обращает внимание на несколько вещей, в частности, на любовь Минцифры к консолидации бюджетов и централизованным закупкам при недостаточной заботе об их эффективности, а также на то, что определенность исполнения проектов, начатых при прежнем министре, сейчас под вопросом. «Обратите внимание, что Носков, единственный, кто потерял свой пост из министров реального сектора экономики. Это говорит о том, что его курс, мягко говоря, неправильный», - считает собеседник ICT-Online.ru. Он также напомнил, что у Минцифры и «Восхода» в параллель идут несколько проектов, которые в определенных частях дублируют друг друга, что также ставит под сомнение их эффективность.
Другой источник уверен, что о победе СЭД «ТЕЗИС» в данном тендере было известно еще до объявления его результатов, поскольку, по его мнению, в ТЗ содержалось почти прямое указание на данную СЭД. «И этот выбор странен. У СЭД «ТЕЗИС» почти нет успешного опыта работы с госзаказчиками на серьезном уровне. А значит, нет сильных методологов. Но их нет и в «Восходе». И в этом отношении второй участник – «ИнтерТраст» - гораздо интереснее, но даже откровенный демпинг его не спасает. В итоговом протоколе участников разделили 2 балла. И есть ощущение, что в «Хоулмонт» знали «правильную» цену предложения. Может и не стоит говорить о том, что мы сейчас наблюдаем аферу 21 века, но хаотичность движений и непродуманность решений, а главное - непрозрачность процессов, не повышает доверия результату. Совсем недавно у нас уже была «самая правильная СЭД», которую сильно рекомендовали к внедрению в государственных структурах. Сейчас мы получим еще одну. Самую лучшую, но не самую эффективную», - сообщает источник.
Что касается оценки аналитика проекта «Инфокоммуникации онлайн» (ICT-Online.ru) Андрея Блинова, то он полагает, что государственная платформа не станет прямым конкурентом другим игрокам на рынке ЭДО, она в первую очередь займет те ниши, которые для традиционных игроков не столь привлекательны и выгодны. Например, те же социально-ориентированные проекты, создание государственной платформы. «ЮЗЭДО – закономерный шаг в рамках национальной концепции цифровизации, частью которой является переход на безбумажный юридически значимый документооборот. В стране уже неплохо развит, к примеру, коммерческий рынок ЮЗЭДО, как и удостоверяющих центров ЭП, однако эти отрасли явно нуждаются в упорядочении и регулировании. Кроме того, создание государственной платформы ЮЗЭДО необходимо для развития многих других национальных проектов цифровизации. Не будем забывать, что Россия готовится к внедрению электронных общегражданских паспортов, электронное взаимодействие всё больше применяется во внешнеэкономической деятельности – в транспортной отрасли, в торговле. Всё это требует единого, консолидированного подхода к электронному документообороту, с четкой, но гибкой позицией государства», - комментирует Андрей Блинов.