В Российской академии образования идет работа по созданию дата-центра для проведения исследований и сбора данных о психологических особенностях современных детей. Эта информация нужна для оценки изменений, которые происходят в ходе развития человека. Предполагается проведение многолетних исследований. Для сбора данных разрабатывается платформа с разнообразными психологическими тестами, включающими зрительные, пространственные и другие задачи. Дата-центр создается, в частности, для оценки интеллектуального развития.
Создание дата-центра входит в программу по развитию психологической службы в системе образования, об этом «Известиям» рассказал академик РАО, доктор психологических наук Сергей Малых. Для сбора данных, которые будут накапливаться в дата-центре, создается комплекс тестов: это и опросные листы, и специальные задачи для оценки внимания, пространственного мышления, памяти, сообразительности. После проведения их национальной стандартизации эти инструменты станут доступными для школьных психологов. В дата-центре будут накапливаться неперсонифицированные данные психологических измерений, которые необходимы для понимания тех изменений в развитии человека, которые происходят в современном обществе.
По словам Сергея Малых, создание дата-центра даст возможность достоверно оценить изменения, происходящие с современными детьми.
— Часто мы слышим по телевизору или читаем в газетах про то, что в обществе повысился уровень агрессии или, например, упал уровень интеллекта, — говорит Сергей Малых. — Но ведь все эти высказывания голословны! Для того чтобы утверждать такие вещи, нужно проводить регулярные популяционные исследования в течение десятилетий. В России такие исследования никогда не проводились, потому что были очень дороги. Сейчас с возникновением новых технологий мы можем это себе позволить.
Создание дата-центра, в частности, стало ответом на вызов, возникший в связи с недавней публикацией норвежских ученых. После анализа 730 тыс. тестов IQ, собиравшихся у поступавших на военную службу молодых людей в Норвегии с 1970 по 2009 год, был сделан вывод о снижении интеллекта норвежцев в среднем на семь пунктов за поколение. Многие российские социологи говорят о похожих процессах, которые ученые называют антиэффектом Флинна (эффект Флинна — феномен, выражающийся в постепенном повышении показателей IQ, который наблюдался на протяжении всего ХХ века).
Так, исполняющий обязанности директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН Дмитрий Ушаков рассказал «Известиям» о результатах оценок IQ молодых россиян, детство которых пришлось на 1990-е годы. По его мнению, тут также можно говорить о снижении интеллекта. Правда, потом поколение 2000-х демонстрирует его рост.
— Конечно, хотелось бы проводить такие оценки на более солидных выборках, пока мы очень осторожно можем сказать, что видим эти колебания. Если же говорить о снижении уровня интеллекта у всего человечества, то это не совсем так. Всё же в источниках приводятся данные по Северной Европе. Нельзя говорить, что человечество глупеет в общем. В других географических зонах мы продолжаем фиксировать повышение показателей IQ, то есть эффект Флинна, — рассказал он.
По словам ученого, до сих пор для специалистов не вполне ясны причины прямого эффекта Флинна, поэтому трудно говорить и об обратном. Но обычно этот эффект связывают с естественным ухудшением интеллектуальных характеристик популяции всей планеты в связи с тем, что население высокоразвитых стран размножается гораздо хуже стран третьего мира. Это явление называется дисгенией.
Такая корреляция существует как у мужчин, так и у женщин: чем умнее представитель того или иного пола, тем меньше у него детей. И наоборот, чем более низким IQ обладает человек, тем у него детей больше. Конечно, эта взаимосвязь не абсолютна — она видна лишь на общепопуляционном уровне. Тем не менее «интеллектуальные потери» вполне можно подсчитать, и эти подсчеты подтверждаются замерами социологов.
— Почему умные плохо размножаются? Есть некая биологизаторская теория, —рассуждает Дмитрий Ушаков. — Существует два вида выживания. Один связан с большим количеством потомства, за которым не следят. Так выживают, например, мухи. А есть другой тип — и человек тут является ярким примером. Этот биологический вид имеет мало потомков, но о потомстве своем заботится. И чем интеллектуальнее индивидуум, тем важнее для него потомок, тем ответственнее он относится к его воспитанию и образованию, тем сложнее ему согласиться на этот шаг. С другой стороны, эту обратную корреляцию можно объяснить и социальными факторами, например, интеллектуальные люди больше вовлечены в профессию, нежели в домашние дела.
Доктор социологических наук, руководитель Аналитического центра стратегических социальных и политических исследований Института социально-политических исследований РАН Виктор Левашов считает, что сейчас в мире существует несколько тенденций, касающихся развития интеллекта. И одна из этих тенденций действительно связана со снижением его уровня.
— Дело в создании глобального потребительского общества, — объясняет Виктор Левашов. — Люди, которые продвигают эту модель, говорят, что мы должны воспитать грамотного потребителя. И он должен грамотно потреблять те продукты, которые ему предложены. Кстати, в базовых документах российского современного образования записаны эти же идеи. Но мы только начинаем получать результаты работы этих установок, а где-то — например, в Северной Европе — они уже сработали. Но модель общества потребления имеет конкретные временные рамки — она появилась именно сейчас, в конце ХХ — начале ХХI века. И скоро неизбежно исчезнет. Общество потребления расточительно до такой степени, что ресурсов планеты просто на всех не хватит.
Кроме того, как считает социолог, важным фактором снижения интеллекта является цифровая революция — повсеместное распространение гаджетов. Появилась возможность сжимать огромные массивы информации и передавать их на огромные расстояния. В результате люди существуют в потоке информации, не имея возможности ее осмыслить, им не хватает на это времени. Насыщение мира игровыми гаджетами, возникновение сетевых магазинов, социальные сети — всё это втягивает человека в процессы, которые не способствуют повышению интеллекта.
По словам доктора социологических наук Михаила Черныша, исследования, проведенные в Институте социологии РАН, говорят о том, что утверждение о снижении уровня интеллекта российских граждан весьма сомнительно.
— C моей точки зрения, нельзя работать с такими маленькими фрагментами времени, — как это делают норвежские ученые, которые оценивают промежуток с 1970 по 2009 год. А вот если взять российскую историю с ХХ по ХХI век, то получится, что от крестьянской страны с низким уровнем развития мы перешли к государству, в котором около 40% населения имеет высшее образование. А все-таки для того, чтобы получить высшее образование, необходим некоторый интеллект. Считается, что чем более развито формальное образование в стране, тем более высокий уровень IQ имеет население. Например, в прошлом население Африки считали отстающим в интеллектуальном развитии. Нынешние исследования показывают, что средний уровень интеллекта среди африканского населения постепенно растет по мере внедрения формального образования.
К сожалению, исследованию норвежских ученых, основанному на анкетах 730 тыс. реальных людей, в России пока можно противопоставить только общие рассуждения и небольшие работы, основанные на опросах малой выборки. Для того чтобы говорить о снижении или повышении уровня интеллекта, необходимо иметь историю наблюдений, которой в России нет. Именно для того, чтобы создать такую историю, — учеными Российской академии образования создается дата-центр.
Анна Урманцева