Количество предложений о продаже оборудования для майнинга, то есть добычи криптовалюты, в январе выросло, тогда как спрос на него, наоборот, снизился, рассказал РБК представитель одного из крупных онлайн-сервисов объявлений. Заметное снижение спроса на видеокарты зафиксировали и в компании «Марвел-Дистрибуция», одном из крупнейших российских дистрибьюторов техники.
Представитель еще одного маркетплейса, также подтверждающий снижение спроса на оборудование, отмечает, что важной точкой в изменении потребительского поведения стал январский доклад ЦБ, в котором регулятор предложил ввести запрет на выпуск, обращение и обмен криптовалют, а также штрафы за использование их как средства платежа и майнинг таких активов. По мнению регулятора, криптовалюты используют в основном физические лица для спекуляции, переводов за рубеж, отмывания денег и финансирования терроризма. Эксперты рынка, в свою очередь, выразили сомнение в технической возможности запрета майнинга криптовалюты в России. В конце января вице-премьер Дмитрий Чернышенко подписал «дорожную карту» по регулированию криптовалюты, которая предлагает реализовать концепцию регуляторно ограничительного режима, а не полного запрета, который невозможен и повлечет за собой уход в теневой рынок.
Один из собеседников РБК привел следующую статистику по динамике спроса на оборудование.
Представитель пресс-службы «Объявлений ВКонтакте» и «Юлы» сообщил, что в январе они фиксировали увеличение числа объявлений, связанных с продажей оборудования для майнинга. Рост составил 3% по сравнению с декабрем прошлого года и в два раза по сравнению с январем 2020-го. Количество объявлений о продаже майнинговых ферм ASIC Antminer за месяц не изменилось, а за год выросло на 80%. Однако, по словам представителя, на этих площадках рос и спрос на товары для майнинга: в январе он вырос в 1,5 раза по сравнению с декабрем прошлого года. Чаще на 46% пользователи стали искать видеокарты, самые популярные из них — производства NVIDIA (спрос вырос на 55%) и Radeon (увеличился почти на треть). Представитель Ozon рассказал, что за январь продажи товаров для майнинга у них увеличились на 51% по сравнению с предыдущем месяцем. Наиболее популярны были криптовалютные кошельки (+48%), продажи ASIC выросли на 5%.
На Wildberries с 20 по 26 января россияне заказали в 5,5 раза больше видеокарт, чем за тот же период 2021 года, рассказал представитель этого маркетплейса. Он не ожидает существенного изменения спроса на видеокарты, процессоры и модули памяти, поскольку помимо майнинга это оборудование активно используется любителями игр, специалистами в области монтажа и обработки фото- и видеоконтента.
Представители Avito, «М.Видео-Эльдорадо» и «AliExpress Россия» отказались от комментариев.
Для майнинга криптовалют используются видеокарты, чипы, ASIC и другое оборудование. При облачном майнинге человек арендует мощности у компании, обладающей нужными ресурсами.
По словам Артема Еремина, менеджера проекта компании 3Logic Group, которая занимается дистрибуцией компьютерных комплектующих и серверов, в России существует два основных способа купить или продать майнинговое оборудование, ориентированное на физлиц. Первый — через ретейлеров вроде DNS, Ozon и другие маркетплейсы, второй — у людей, которые «не всегда законным способом» провозят его через Белоруссию или Казахстан, а затем продают в Telegram-каналах, социальных сетях, на Avito и других подобных площадках, рассказывает Еремин. Руководитель отдела продаж BitCluster (предоставляет услуги по размещению и хостингу криптооборудования) Максим Гуреев дополнил, что в Telegram-каналах и на сайтах объявлений чаще всего приобретается б/у оборудование. «Что касается ASIC, есть крупнейшие дистрибьюторы и импортеры оборудования для майнинга, например компания Chilkoot. Также можно приобрести оборудование непосредственно у компаний, занимающихся хостингом, таких как BitCluster», — рассказывает Гуреев.
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев говорит, что в Telegram-каналах и на различных сайтах также продают майнинговое оборудование небольшие компании, которые покупают его в Китае. «Рынок скорее хаотичен, чем структурирован. Явно выраженных лидеров со стабильными цепочками поставок нет. Сказываются сам по себе дефицит и недоступность оборудования», — отметил Мариничев. Видеокарты и остальные комплектующие, по его словам, в основном приобретают через каналы дистрибуции, «поэтому крупные игроки работают с ними напрямую, а мелкие покупают у дилеров и реселлеров». Интернет-омбудсмен отметил, что сейчас на российском рынке мало или почти нет серьезных игроков, которые бы работали с производителями оборудования напрямую.
«Обычные майнеры могут приобретать необходимые им комплектующие в крупных розничных сетях. Как правило, купить наиболее оптимизированные для майнинга модели проблематично: если они и появляются в свободной продаже, то быстро переходят в руки перекупщиков, которые потом предлагают их на разных торговых площадках со значительной наценкой», — рассказал Антон Фомин, бизнес-аналитик из «Марвел-Дистрибуции».
Дарья Чебакова