О том, что Urent привлекла инвестиции от МТС, фондов VPE Capital и VEB Ventures (венчурный фонд «ВЭБ.РФ»), РБК рассказал представитель VEB Ventures и подтвердили другие участники сделки. По его словам, в рамках раунда фонд вложил 650 млн руб., МТС — 740 млн руб., а VPE Capital — 700 млн руб. Инвесторы и представитель Urent не раскрывают, в какую сумму была оценена стоимость всей компании в рамках раунда, однако источник РБК, знакомый с деталями сделки, сообщил, что она составила 7,5 млрд руб.
Привлеченные средства Urent направит на удвоение в 2022 году парка самокатов с нынешних 60 тыс., развитие инфраструктуры в новых городах, улучшение безопасности, открытие новых сервисных центров и развитие b2b-продуктов, например сервиса для курьерских служб, рассказал представитель VEB Ventures.
По словам вице-президента по стратегии и развитию МТС Александра Горбунова, соглашение также предусматривает, что услуги аренды самокатов будут интегрированы с их экосистемой. Мобильный оператор планирует в ближайшее время провести брендирование самокатов, включить услуги их аренды в свой сервис подписки МТС Premium, предоставить возможность использования своей программы лояльности для оплаты поездок. В будущем мобильный оператор намерен разработать для Urent новый контроллер, оснащенный видеорегистратором.
Как пояснил представитель Urent, брендинг будет отличаться в зависимости от региона: где-то будет только Urent, где-то — вместе с брендом «Московский транспорт», где-то — вместе с МТС. В прошлом сезоне на самокатах Urent также присутствовал бренд агрегатора такси «Ситимобил».
ООО «Юрентбайк.ру» (головная компания Urent) было зарегистрировано в начале 2018-го в Ставропольском крае Ольгой Стефанюк и Андреем Калининым. Сам сервис был запущен в конце того же года на юге страны. Весной 2019 года Urent привлекла 150 млн руб. от пула частных инвесторов, среди которых были создатели приложения «Сравни такси» Андрей Азаров и Михаил Гейшерик. Сейчас сервис доступен более чем в 50 городах России.
В середине 2020 года источники РБК рассказывали, что «О2О Холдинг» — совместное предприятие Сбербанка и VK (ранее Mail.ru Group) — ведет переговоры о покупке доли в Urent, однако эта сделка так и не состоялась. В апреле 2021 года 250 млн руб. в Urent вложил фонд Sistema SmartTech, созданный АФК «Система» (материнская компания для МТС), еще 400 млн руб. компания привлекла от действующих и новых частных инвесторов. В прошлом году Urent также привлекла заем в размере 300 млн руб. от структур «Сбера» и «Ситимобила» (входит в О2О) и кредит на сумму 400 млн руб. от Сбербанка.
До нынешнего раунда инвестиций владельцами «Юрентбайк», по данным ЕГРЮЛ, были: Ольга Стефанюк (38,2%), «Урбан Мобилити» (24,3%, принадлежит группе физлиц), Андрей Азаров (11,37%), Sistema SmartTech (10,85%), Вячеслав Ушаков (5,48%), Михаил Гейшерик (4,17%), Андрей Калинин (3,78%) и Андрей Виноград (1,8%). Распределение долей между партнерами после текущего раунда не раскрывается. Выручка в 2020 году (последняя доступная информация), по данным СПАРК, — 349,4 млн руб., чистый убыток — 17 млн руб.
До сих пор МТС была единственной среди крупных экосистем, у кого не было своего сервиса мобильности: «Яндекс» развивает своего агрегатора такси, Сбербанк и VK через «О2О Холдинг» — своего. По словам представителя МТС, кикшеринг — «это высокочастотная точка контакта с многочисленной и преимущественно молодой аудиторией, которая комплементарна другим направлениям экосистемы компании», он считает, что эти услуги будут «органичны и удобны для пользователей». Представитель МТС также напомнил, что несколько лет назад компания тестировала сервис такси, но в итоге отказалась от этого направления.
По оценке проекта Truesharing.ru, в 2021 году объем российского рынка кикшеринга составлял 11–12 млрд руб. В 90 городах России работало 50 подобных компаний. В совокупности у них было 115 тыс. самокатов, их сервисом пользовались около 12 млн человек. Крупнейшими игроками были Whoosh и Urent, на них приходилось 70–80% рынка. Truesharing.ru прогнозировал, что к 2024 году объем этого рынка вырастет до 35–40 млрд руб., парк самокатов достигнет 300–350 тыс. единиц, а число клиентов увеличится до 40–50 млн человек.
По оценке гендиректора VEB Ventures Олега Теплова, Urent занимает около 30% российского рынка кикшеринга, в прошлом году пользователи сервиса сделали более 15 млн поездок, что в четыре раза больше уровня 2020-го. Он ожидает, что в ближайшие годы темп роста выручки компании будет выше среднерыночных показателей. «Сервисы кикшеринга постепенно превращаются в полноценный транспорт «последней мили». Особенно конкурентными общественному и личному транспорту самокаты становятся, когда скорость потока в пробке снижается до 30 км/ч», — считает Олег Теплов.
Анна Балашова