Исполнительный директор ECR-Rus, некоммерческого партнерства розничных сетей и крупных производителей товаров повседневного спроса Максимилиан Мусселиус рассказал о деятельности организации в России. Так, одним из проектов является создание электронного каталога товаров, сведения о которых будут доступны как контролирующим органам, так и потребителям. ECR-Rus договаривается о том, чтобы сформировать единый список атрибутов, предоставляемых участниками рынка розничной торговли. Еще одна задача рганизации - разработка и продвижение стандартов EDI (электронного обмена данными) на рынке розничной торговли.
С самым ярким и неоднозначным докладом выступил управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. По его словам, ИТ-подразделение является не более чем сопровождающим звеном бизнеса, обслуживающим запросы его владельца. Г-н Потапенко указал, что если исходить из российских реалий, ИТ-специалист должен работать на ограниченной площади с органиченными ресурсами, а не увлекаться внедрением дорогостоящего ПО. При этом ИТ-менеджер, несмотря на роль исполнителя, должен реально оценивать, как устроены бизнес-процессы, что ждет предприятие завтра, и занимать активную позицию по отношению к владельцу в том случае, если использование какого-то ИТ-продукта или услуги принесет реальную ценность организации. В заключение г-н Потапенко призвал собравшихся заняться стратегией собственной компании.
Дмитрий Потапенко, Management Development Group
Схожий взгляд на отношения ИТ-специалиста с заказчиком изложила руководитель проектов внедрения «ТВОЕ» Ольга Щепунова. Она подчеркнула, что ИТ-специалисту следует искать баланс для сотрудничества, понимать реальные потребности компании, общаться с операционным, финансовым и маркетинговым директором на одном языке. По мнению г-жи Щепуновой, ИТ-директор должен принимать деятельное участие в развитии организации, в разработке стратегии по целям собственника. Бизнесу необходим инициативный ИТ-сотрудник, способствующий снижению затрат.
Ольга Щепунова, Твое
ИТ-директор S&F Group Андрей Швырев представил специфику долгосрочного планирования и бюджетирования ИТ в розничной компании. Он согласился с тем, что бизнес требует обоснования ИТ-проектов, разъяснения того, какие улучшения ждут организацию, и как процесс внедрения отразится на качестве ее работы.
В других докладах освещались конкретные ИТ-инструменты и опыт их применения в розничных компаниях.
ИТ-директор ТД «Копейка» Александр Артюхов, представил систему автоматизированного управления товарными запасами. Проект был реализован за два месяца в 660 универсамах «Копейка» в 25 регионах России. В результате работы системы автоматизации (данные за первый квартал) ежедневно создается около 28 тысяч заказов, их расчет для одного магазина осуществляется за 14 секунд (общее время расчета – 2,5 часа). Товарные запасы сокращены на 15-18% по всей сети, обеспечена равномерная загрузка распределительного центра розничной компании, снижены риски бизнеса (человеческий фактор и доступность центральных систем). Интересно, что в процессе формирования заказа система оценивает уровень спроса на товар и прогнозирует необходимое число будущих поставок.
Заместитель генерального директора по ИТ ГК «Утконос» Дмитрий Сытин, исходя из опыта компании, поделился особенностями организации работы продуктового Интернет-гипермаркета. На текущий момент ритейлер обрабатывает 10-15 тысяч интернет-заказов ежедневно. Процесс организован следующим образом. Покупатель выбирает необходимые ему позиции, оформляет покупку (вводит адрес и выбирает интервал получения). В течение 24 часов он может добавить в эту корзину другие необходимые ему товары без доплаты за доставку. Обработка заказов ведется на базе ERP-решения SAP R/3 версии 4.7. Система проверяет наличие товара на складе и, в случае его отсутствия, предлагает покупателю товар-заменитель. Далее оформленный заказ поступает в распределительный центр (РЦ), там товар комплектуется вручную и в течение суток доставляется получателю. Г-н Сытин сообщил, что в целях оптимизации затрат на логистику в компании планируется изменить принцип комплектования заказов, переведя этот процесс вместе с его отгрузкой на РЦ в Южном Бутово, внедрить мобильные терминалы, а также решения для управления планирования загрузки и перемещения автотранспорта. Для удобства покупателей будут разработаны мобильные версии сайта и мобильные приложения, организован прием заказов через аутсорсинговый колл-центр, представлена возможность оплаты пластиковыми картами через Интернет и на дому при получении заказа, проведена интеграция с акционными системами. Также в планах компании «Утконос» внедрение системы бизнес-анализа и виртуализированной инфраструктуры.
Дмитрий Сытин, Утконос
ИТ-директор Л’Этуаль Николай Зайцев рассказал участникам форума о преимуществах использования веб-портала MS Dinamics AX 2009 для автоматизации ключевых бизнес-процессов организации. Проект был реализован за 4 месяца совместно с компанией Columbus IT Russia. В результате внедрения по 660 магазинам розничной сети оперативно контролируется исполнение требований к проведению маркетинговых акций (организовано анкетирование менеджеров магазина, результаты обрабатываются на портале, формируется отчетность), а также регистрируются и анализируются данные рабочего времени каждого сотрудника. В ближайших планах Л’Этуаль - использование возможностей портала для организации доступа магазина к сведениям о наличии товара в других торговых точках, налаживания более оперативной связи магазинов со всеми службами компании, оперативной передачи электронных данных и анализа чек-листов.
Николай Зайцев, Л'Этуаль
На VI форуме «Информационные технологии в розничной торговле» также выступили ИТ-директор MrDoors Иван Лагунцов (рассмотрел аспекты внедрения WMS-системы), начальник отдела сопровождения службы ИТ «Седьмой Континент» Юлия Широкова (провела сравнительный анализ преимуществ аутсорсинга и инсорсинга на примере компании), редактор портала RFIDEXPERT.ru Станислав Злаустовский (поделился перспективами использования технологий RFID и NFC).