Член ЦИКа Антон Лопатин, курирующий подготовку постановления, рассказал “Ъ”, что за его основу «взяли тот же порядок, который был в 2012 году». Тогда, напомним, впервые было организовано массовое видеонаблюдение на избирательных участках. Однако законодательно установку видеокамер урегулировали только в этом году: 1 июня Владимир Путин подписал изменения к закону о президентских выборах, предусматривающие применение на участках «средств видеонаблюдения и трансляции изображения» (см. “Ъ” от 16 мая). Как и на прошлых выборах, вопрос курирует Минкомсвязи, а поставщиком услуги будет Ростелеком, рассказал Антон Лопатин. Но техническая составляющая будет обновлена: если раньше на участках устанавливались программно-аппаратные комплексы, то сейчас будут установлены IP-камеры. Контролировать их установку и работу будет группа с «различными политическими взглядами», добавил член ЦИКа.
Как рассказал “Ъ” зампред ЦИКа Николай Булаев, видеонаблюдение на президентских выборах планируется организовать во всех областных и районных центрах: «Около 85% населения будут голосовать на участках с камерами». По затратам на видеонаблюдение еще идут «дополнительные согласования» в Минкомсвязи и Минфине, но они «точно не превысят 3 млрд руб.», заверил зампред ЦИКа.
Также, сказал “Ъ” господин Булаев, «практически согласован вопрос о видеонаблюдении в ТИКах», что позволит полностью «поставить под контроль» работу с протоколами. Изображение с видеокамер будет транслироваться онлайн в интернете (лишь на «небольшом количестве участков» нет такой возможности). А хранить видеоматериалы предлагается «не менее трех месяцев» (на прошлых выборах президента материалы хранились год). «Работа с архивом требует достаточно серьезных финансовых ресурсов: чем дольше хранится видеоматериал, тем более значимые суммы нужны,— поясняет Николай Булаев.— К тому же сроки для обжалования итогов выборов ограничены тремя месяцами. С какой целью и для кого хранить записи дольше — не очень понятно».
По словам Антона Лопатина, штабы кандидатов получат «безграничные возможности» в доступе к видеоархиву. Избиратель же сможет пожаловаться на нарушение на любом участке представителям кого-то из кандидатов или запросить видео через «систему избиркомов» только по своему участку. «Избирателю нужно будет написать заявку с обоснованием, в чем, по его мнению, заключается нарушение, указав временной отрезок, в который оно предположительно было совершено. Если он хочет просто посмотреть, как голосовала его мама, то, наверное, сложности возникнут»,— объясняет Антон Лопатин. По его словам, над постановлением пока идет работа, документ будет принят ЦИКом после обсуждения с представителями кандидатов в президенты.
Глава экспертно-консультативной группы при председателе ЦИКа Андрей Бузин говорит, что установка видеокамер в ТИКах — это «большой прогресс»: «Примерно половина фальсификаций приходится на переписывание протоколов, которое происходит в ТИКах». При этом он отмечает, что три месяца даются на отмену итогов выборов, но «порядка 30 статей в КоАП посвящены избирательным нарушениям, и на обжалование отводится год». Уничтожение всех возможных доказательств после трех месяцев он связывает с «желанием скрыть по крайней мере нарушение процедуры, а в худшем случае — и уголовные преступления: “карусели”, вбросы».
Требовать от избирателя обоснования в запросе на получение видеозаписи также некорректно, отмечает Андрей Бузин: «Избиратель не всегда заранее может сказать, какое именно нарушение произошло». При этом суды и так крайне редко рассматривают видеозаписи как доказательство нарушений, напоминает эксперт.
Зампред фракции справороссов в Госдуме Михаил Емельянов полагает, что изменение порядка видеонаблюдения на президентских выборах «существенной роли не сыграет». «Фальсификациями никому не надо будет заниматься, потому что результат президентских выборов предрешен»,— сказал “Ъ” справоросс.
Наталья Корченкова