Инновационная поисковая система VisualWorld.ru основана на методе ассоциативного поиска. После ввода ключевого слова система сама подбирает слова, которые ассоциируются с уже введенным словом, и сразу осуществляет поиск по комбинации слова-ассоциации и уже введенной части запроса, показывая популярность предлагаемых вариантов. Пользователю нужно, последовательно выбирая варианты, сконструировать наиболее подходящий запрос. На любом шаге можно убирать уже введенные слова или вписывать свои варианты.
Главная идея альтернативного поисковика VisualWorld заключается в том, чтобы при запросе пользователь получал не набор разрозненных ссылок, а максимально четкий ответ, подобранный путем ассоциативного поиска. Визуальное отображение результатов поиска выглядит как «живая схема», содержащая ключевые слова, соединенные друг с другом линиями. Создатели проекта отмечают, что то, как выглядит результат поиска VisualWorld, поддерживает идеи психологов о «картах памяти» (semantic web) как одном из самых эффективных способов представления знаний.
Поисковая система VisualWorld «выросла» из другого проекта, в котором также разрабатываются принципы ассоциаций, «Визуального словаря». Разработка проекта осуществляется на базе СПИИРАН, а первая реализация состоялась в октябре 2004 года. С 2005 по 2007 годы в систему словаря добавлялись новые тематически разделы, такие как право, финансы, психология, медицина и др. Как отмечает руководитель проекта VisualWorld Сергей Кулешов, «Визуальный словарь» появился как удачная реализация научного эксперимента по автоматическому формированию понятийного окружения заданной тематической области, который был направлен на проверку непротиворечивости нормативных документов. Работа над системой ассоциативного визуального поиска VisualWorld началась в 2005 году, а в начале следующего был запущен онлайн-поиск. В ближайшее время планируется открытие ряда визуальных сервисов для работы с блогами, а также новых сервисов, продолжающих идеи ассоциативного поиска.
По мнению экспертов, концепция поисковой системы VisualWorld не является новой, поскольку деление информации по кластерам уже применяется другими интеллектуальными поисковиками, однако при развитии технологий реализации ассоциаций система сможет развиться и быть применима на практике. «Безусловно, чем больше поисковик предлагает пользователю уточнений, тем качественнее поиск. Однако создание полноценного визуального поисковика проблематично, так как ассоциации и кластеры должны быть четко отлажены, а интерфейс детально продуман. Причем интерфейс должен быть реализован с новыми возможностями, поскольку убогостью интерфейсов и отсутствием юзабильности страдают сейчас большинство поисковиков. Идея, в общем-то, не так нова, разбивка на кластеры давно применяется многими поисковыми машинами, но реализация ассоциаций оставляет желать лучшего, не хватает пока интеллекта движкам ассоциативных связей. Диагноз: при грамотном подходе, додуманной идее и отладке - будущее есть», - сообщил руководитель SeoExperts.ru Армен Пузян.
Идея визуального отображения результатов поиска развивается и другим поисковым проектом Рунета, интеллектуальной системой Quintura (company.quintura.com/ru). Quintura позволяет пользователю строить поисковый запрос на основании визуальной карты, отображающей слова-подсказки, близкие по смыслу к словам начального запроса. Щелкнув мышкой по любому слову на карте, можно добавить его в запрос или исключить из результатов поиска. Работа с ассоциативными понятиями позволяет объяснить поисковой машине смысл запроса и предложить наиболее релевантный результат.
Еще одним примером «умного» поисковика является проект Nigma.ru. «Нигма» был начат в 2005 году и разрабатывается группой студентов и аспирантов факультетов ВМиК и психологии МГУ. Поисковая система группирует результаты в кластеры, что позволяет быстро ориентироваться в предложенных ссылках. Как отмечают пользователи, проект «Нигма», несмотря на наличие в кластерах «мусора» и ничего не значащих слов, выдает адекватные результаты. Это позволяет проекту активно набирать аудиторию.
«Quintura и Nigma - интересные проекты, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Они начали развиваться примерно в одно время с VisualWorld. Вначале Quintura и Nigma были метапоисковыми и лишь потом стали использовать собственный сбор данных и поисковую базу. Поисковый механизм VisualWorld изначально был основан на собственной поисковой базе и оригинальном механизме сбора данных с предварительной фильтрацией неинформативных и рекламных материалов, которые пользователь при поиске отбросил бы как нерелевантные. Отличия есть и в способе поиска, так как в VisualWorld фразу рекомендуется искать не сразу всю, а начинать с самого важного слова, а следующие (уточняющие) слова выбирать из предлагаемых ассоциаций. Это позволяет выбирать именно те варианты названий или синонимов, которые имеются в Интернете, не перебирая все варианты названия вручную», - оценил проекты Quintura и Nigma Сергей Кулешов.
Подробности
Поддержкой и развитием проекта VisualWorld в настоящий момент занимается научно-технический центр «Поиск ИТ». Специализация компании - производство и поставка решений для сбора и интеллектуальной обработки информации. В проекте использованы алгоритмы Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации РАН (СПИИРАН). Институт продолжает апробировать на сервисах VisualWorld новые научные идеи.