VMware заключила первое соглашение об OEM-партнерстве с российской компанией, рассказал "Ъ" глава представительства VMware в России и СНГ Александр Василенко. Партнером VMware стал производитель компьютерной техники "Аквариус" (входит в Национальную компьютерную корпорацию), который уже начал продажу своего оборудования с предустановленным программным обеспечением американской компании. "Договоренность с "Аквариусом" — это первый пример реализации OEM-проекта с российским вендором, имеющим локальное производство",— добавляют в VMware.
Соглашение распространяется на полный спектр продуктов VMware для построения программно-определяемых центров обработки данных, который включает в себя продукты по серверной виртуализации, VDI (виртуализации десктопов), сетевой виртуализации, виртуализации хранилищ данных и т. д. "Аквариус" будет продавать серверные системы, системы хранения данных, клиентские устройства и тонкие клиенты, сертифицированные на совместимость с продуктами VMware, сообщил "Ъ" представитель "Аквариуса". Финансовые условия соглашения партнеры не раскрывают. Александр Василенко отметил лишь, что продукция ориентирована на госсектор, "который, как правило, заключает крупные контракты на поставки оборудования объемами в единицы и десятки миллионов долларов". Помимо "Аквариуса", у VMware только шесть OEM-партнеров по всему миру: Lenovo, EMC, HP, Dell, Cisco и Fujitsu.
"Аквариус" основан в 1989 году и входит в Национальную компьютерную корпорацию — один из крупнейших IT-холдингов на российском рынке. Компания обладает собственным заводом по производству ПК и серверов в Ивановской области мощностью более 400 тыс. устройств в год. По данным IDC, в 2014 году по объему поставок серверов в Россию "Аквариус" был на третьем месте после HP и DEPO Computers.
VMware разрабатывает программное обеспечение для виртуализации. 79,9% обыкновенных акций VMware принадлежит корпорации EMC. Принципиальная договоренность о поглощении EMC достигнута с корпорацией Dell, сумма сделки составит $67 млрд, что станет рекордном для всей мировой IT-индустрии.
По данным PMR, объем российского IT-рынка в 2014 году составил €13,9 млрд. Примерно половину рынка составляют поставки различного телеком-, вычислительного и IT-оборудования — объем этого сегмента составляет €6,9 млрд. По итогам 2015 года аналитики PMR прогнозируют падение российского IT-рынка на 17,5%.
При приобретении различного IT-оборудования госорганы пока не обязаны отдавать предпочтение тем устройствам, на которых установлен российский софт. Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Евгения Василенко отмечает, что OEM-производство, при котором конечный продукт вендора получается путем сборки типовых комплектующих и ПО других производителей, не делает продукт отечественным. "Чтобы софт был отечественным, необходимо, чтобы исключительные права на него принадлежали российскому юрлицу, подконтрольному российским бенефициарам",— говорит она. По ее словам, ограничение госзакупок программно-аппаратных комплексов, в которых используется иностранное ПО,— это следующий этап работы в сфере импортозамещения, который также будет необходимо прорабатывать. Член координационного совета по вопросам инновационного развития радиоэлектронной промышленности Минпромторга Светлана Апполонова отмечает, что сотрудничество российских производителей оборудования с иностранными разработчиками софта может быть полезно, однако не имеет отношения к импортозамещению. "Риски использования такой продукции в госсекторе очевидны",— говорит она.
Мария Коломыченко