Антимонопольный регулятор Франции оштрафовал Google на €500 млн ($592,75 млн), передает Bloomberg. Причина — в сервисе Google News, который агрегирует новостные заголовки СМИ и фрагменты статей.
Технологический гигант проигнорировал решение регулятора, вынесенное в 2020 году, согласно которому Google должен был заключить соглашение с изданиями об использовании их контента. «Штраф в размере €500 млн учитывает исключительную серьезность выявленных нарушений и то, что поведение Google привело к промедлению в исполнении законного решения», — заявила Изабель де Сильва, президент французского антимонопольного агентства.
Жалобы на действия Google в 2019 году во Франции подавали медиагруппы, представляющие популярные газеты и журналы, а также агентство France-Presse (AFP).
В апреле 2019 года Евросоюз одобрил директиву, усиливающую контроль за соблюдением законодательства об авторском праве при размещении контента в интернете. Помимо прочего, она расширяет права издателей СМИ, позволяя им получать вознаграждение при использовании их материалов интернет-платформами. Статья 11 директивы обязывает интернет-платформы заключить лицензионные соглашения с издателями и платить им отчисления за ссылки на их материалы. Статья 13 обязывает все онлайн-платформы установить фильтры, которые будут следить, чтобы пользователи не нарушали ничьих авторских прав при публикации: подобная система уже несколько лет действует в YouTube.
Введение таких мер продвигали крупнейшие медиакорпорации и издания, борьба за принятие директивы велась с 2016 года. Противниками проекта были крупные ИТ-компании в связи с угрозой многомиллионных расходов на выплаты за авторские права.
Статья 11 директивы напрямую касалась механизма работы агрегаторов новостей, таких как Google News. Фактически эти агрегаторы должны будут платить изданиям за использование их материалов, чтобы по-прежнему иметь возможность публиковать фрагменты статей.
Схожий механизм сейчас внедряет «Яндекс» в своем агрегаторе «Яндекс. Новости», рассказывал в интервью РБК глава бизнес-группы «Поиск, рекламные и облачные сервисы» «Яндекса» Андрей Стыскин. «Суть в том, что «Яндекс» намерен создавать текст из отрывков новостей различных СМИ. Предполагается, что читателю не нужно будет переходить по ссылке в первоисточник, он сможет узнать суть непосредственно из дайджеста. Чтобы издатели были заинтересованы в этом, компания намерена предлагать монетизацию», — объяснил он. «Яндекс.Новости» не раскрывает размер своей выручки, общая выручка «Яндекса» от рекламы по итогам первого квартала (последние доступные данные) составила 35,9 млрд руб. На какую часть выручки «Яндекс.Новости» смогут претендовать СМИ, Стыскин не сообщил.
Георгий Тадтаев