Нетбуки с момента своего появления менее двух лет назад составили достойную конкуренцию своим старшим собратьям, традиционным лэптопам. Они не просто ударили по сегменту дорогих тонких и легких ноутбуков, но и существенно расширили рынок за счет ценоориентированных категорий покупателей. Однако сегодня на рынок нетбуков покушаются планшетные компьютеры. «Популярность нетбуков падает уже сейчас, часть спроса переходит на планшеты, которые в итоге возьмут свои 20—25% на рынке. Спрос же на мобильные компьютеры связан в большей степени с популяризацией мобильной платформы», — считает аналитик MRG Эльдар Муртазин.
По результатам исследований рынка мобильных компьютеров компанией «Евросеть», в ближайшее время доля нетбуков на рынке продолжит расти, и несмотря на увеличение функциональности и технических характеристик при снижении веса и габаритов, средняя цена заметно снизится. Так, за прошедшие девять месяцев 2010 года рынок мобильных компьютеров вырос относительно показателя 2009 года и составил 62,4 млрд руб. За это же время, по данным «Евросети», средняя цена снизилась на 14,5% и составила 22 тыс. руб. Аналитическая компания ITResearch также провела исследования, которые показали, что за первые восемь месяцев 2010 года рынок мобильных ПК вырос более чем на 62% в годовом исчислении. При этом рост в годовом исчислении в августе этого года превысил 100%, а ноутбуки и нетбуки показывают в этом отношении схожую динамику. «В России темпы продаж нетбуков только растут, — считает Василий Мочар, заместитель директора аналитической компании ITResearch. — На Западе волноваться о том, что планшеты вытесняют с рынка нетбуки, начали давно. Но планшетный компьютер — это все же пока больше гаджет, игрушка, чем устройство для работы, в то время как функционала современного нетбука вполне хватает для большинства задач. Угроза вытеснения нетбуков не призрачна, но скорее всего они будут вытесняться «не вообще», а в нишу ноутбуков, сливаясь с ними и формируя новый образ рынка мобильных ПК».
ВАЛЕНТИНА БОРИСОВА