С этого года программа «Цифровой сертификат» в рамках федпроекта «Кадры для цифровой экономики» будет софинансироваться, хотя раньше такое обучение проводилось полностью за счет государства, рассказали «Известиям» два источника, знакомых с планами.
Согласно последней, но еще не утвержденной версии федерального проекта, на эти цели в 2021 году должны направить 3,3 млрд рублей госсредств. Наиболее вероятным вариантом будет софинансирование 50/50, из которых одну часть выделят из бюджета цифровой экономики, а вторую — проспонсирует работодатель или сам слушатель, говорят собеседники «Известий». Рассматривается также вариант, при котором 50% расходов граждан на прохождение программы профессионального дополнительного образования компенсируют по факту сдачи экзаменов.
Частичная оплата обучения по программам дополнительного образования возможна за счет самого учащегося или его работодателя, подтвердили «Известиям» в пресс-службе Минцифры нововведения по федпроекту. Софинансирование является гарантией того, что полученные знания выпускник использует практически, пояснили в ведомстве.
Программы для развития компетенций цифровой экономики — это повышение квалификации в более 20 востребованных в этой сфере направлениях. Они дают возможность получить профессию аналитика данных, веб-дизайнера, программиста в различных средах, digital-маркетолога, проектировщика приложений и т.д.
С 2021 года проект выдачи персональных цифровых сертификатов переформатируют в программы дополнительного образования для населения с целью развития компетенций цифровой экономики, указал управляющий директор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики «Университета 20.35» Олег Подольский. «Университет 20.35» как раз и займется программами дополнительного образования граждан.
Стоимость переподготовки будет известна позднее, она зависит от продолжительности конкретной программы, уточнил Олег Подольский. По данным одного из собеседников «Известий», средняя цена дополнительного профобразования в сфере цифровых технологий оценивается в 100–200 тыс. рублей. В 2021 году цифровым компетенциям в «Университете 20.35» смогут научиться 35 тыс. человек. По словам Олега Подольского, в прошлом году 39 тыс. россиян уже получили персональные цифровые сертификаты.
Запуск софинансирования мог быть связан с сокращением бюджета федерального проекта по подготовке кадров для цифровой экономики. Ранее «Известия» писали, что он снизится почти в два раза в ближайшие четыре года — до 76 млрд рублей.
РАНХиГС и Университет Иннополис наряду с «Университетом 20.35» являются операторами образовательных программ федпроекта, и каждый из них специализируется на своей аудитории. Так, «Университет 20.35» занимается допобразованием населения, РАНХиГС обучает руководителей цифровой трансформации госорганов, а Университет Иннополис — преподавателей и методистов учебных заведений, уточнили в Минцифры.
В 2021 году РАНХиГС также подготовит 12,6 тыс. руководителей цифровой трансформации, говорит директор профильного центра ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева. Еще 5 тыс. представителей органов власти, НКО, образовательных учреждений, коммерческих компаний и корпораций смогут получить профессию управленца данными (КЛИК-CDO). Эта программа подразумевает как бесплатное участие, так и софинансирование со стороны работодателя. Университет Иннополис подготовит 18 тыс. таких цифровых кадров.
Таким образом, в целом в 2021-м планируется обеспечить цифровыми компетенциями 70 тыс. человек. Помимо этого в нынешнем году 80 тыс. студентов смогут поступить на бюджетные места в вузы на IT-направления, добавила заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина.
Курсы федпроекта «Кадры для цифровой экономики» помогают людям развивать навыки на начальном уровне, что важно для стартовых позиций и для того, чтобы определиться с выбором следующего этапа карьеры, сказали «Известиям» в пресс-службе «Сбера». Там добавили, что знают об идее софинансирования, и компания участвует в обсуждениях как работодатель и провайдер образовательных курсов.
Впрочем, у всех крупных компаний уже есть свои программы. Тот же «Сбер» инвестирует в развитие цифровых навыков у собственных сотрудников, обучая их на программах «СберУниверситета» и партнерских программах (например, Coursera). У «Билайна» о цифровых компетенциях рассказывают на вводных вебинарах в «Билайн Университете». «ЭР-Телеком холдинг» запустил совместную с московской школой управления «Сколково» корпоративную образовательную программу Lead ER Telecom. А в «Ростелекоме» существует корпоративный онлайн-университет, где проходит обучение около 80% сотрудников.
Крупный бизнес проводит подготовку специалистов самостоятельно под свои задачи, а госпрограммы могут быть под них не ориентированы, говорит директор Института маркетинга ГУУ Геннадий Азоев. Средний и малый бизнес не может выйти из пандемического кризиса, поэтому дополнительная финансовая нагрузка для них — перебор. Хотя софинансирование повысит ответственность и заинтересованность в обучении, в то же время оно резко сократит количество желающих получать образование, предупреждает Геннадий Азоев. Из-за сложной схемы софинансирования процесс может практически остановиться, опасается он.
Схожей точки зрения придерживается и директор по стратегическому маркетингу «ДоксВижн» Сергей Курьянов. Бизнес не заинтересован в софинансировании госпрограмм, уверен он. Компаниям нужны пользователи тех сервисов, которые у него используются, а не абстрактные «компьютерно-грамотные».
Бизнес не заинтересован что-либо спонсировать или софинансировать, если это в краткосрочной перспективе не дает финансового результата, соглашается директор института бизнеса университета «Синергия» Кирилл Плохих. По мнению Сергея Курьянова, со стороны государства разумно было бы вкладывать деньги в бесплатные онлайн-курсы, а за сертификацию люди могли бы платить сами.
Анна Устинова