Регулирование оборота и выпуска цифровых валют в России стало активно обсуждаться в России после публикации Центробанком доклада на эту тему 20 января: в нем, среди прочего, предлагается полностью запретить майнинг криптовалют. В Минфине в то же время готовят законодательные предложения по контролю за майнингом и обсуждают налогообложение криптовалют как недвижимого имущества, то есть введение налога на прибыль. Свои конкретные предложения относительно регулирования цифровых валют «Известиям» раскрыли и в Минэке.
Добычу криптовалют нужно признать коммерческой деятельностью и ввести налогообложение по факту конвертации криптовалют в рубли по примеру Японии и Германии, считают в ведомстве. При этом майнинг следует разрешить в регионах с устойчивым профицитом генерации электроэнергии и предложить приемлемые расценки для бизнеса на ее потребление, добавили в Минэке, пояснив, что это снимет риски недостаточного электроснабжения жилья, объектов социальной сферы и промышленности на других территориях.
Для удешевления такой деятельности компаний в отдельных субъектах в министерстве предлагают ввести пониженные расценки для подключения майнинговых ферм и центров обработки данных к энергоисточникам,а также установить низкие тарифы Федеральной сетевой компании. Причем расценки не будут зависеть от места производства, даже если его разместят на объектах генерации. Так, недорогими окажутся и подсоединение устройств для майнинга к электричеству, и стоимость киловатт в час, уточнили в Минэке.
Среди других инициатив министерства — ввести порог использования электроэнергии для физлиц. Это значение еще предстоит определить. Оно должно полностью покрывать бытовые нужды домохозяйства, уточнил его представитель, разъяснив: если потребители начнут майнить, то их расходы вырастут. Это станет индикатором для установления повышенного тарифа, как для производств.
Однако в Банке России негативно оценили идею легализации оборота и выпуска криптовалют. Создавая непроизводительный спрос на электроэнергию, майнинг будет ограничивать производство в стране и ставить под угрозу снабжение жилых объектов и предприятий, заявили «Известиям» в ЦБ. Такая деятельность не принесет выгод экономике. Кроме того, добыча криптовалют противоречит целям по достижению углеродной нейтральности, сообщили в регуляторе, подчеркнув, что конкурентоспособность майнинга в России связана не с развитием передовых технологий, а с дешевой электроэнергией, тогда как программное обеспечение и оборудование импортируются.
В Минэнерго поддерживают законодательное регулирование майнинга, сообщил «Известиям» его представитель. В Минфине не ответили, поддерживают ли в ведомстве инициативы Минэка.
Появление налогообложения говорит о том, что криптовалюты введут в правовое поле, так что это положительный шаг, уверен аналитик инвестиционной компании Exante Владимир Ананьев. Налог может соответствовать выбранному майнером режиму — 20% от прибыли для крупных компаний, из которых 18% будут идти в бюджет региона. Признание же налогооблагаемой базы должно быть в момент конвертации — продажи созданного товара. По мнению эксперта, введение порога использования электроэнергии для физлиц также поможет определить теневой майнинг.
Предприниматели должны платить налоги с такого производства. И уход от предложенной системы будет невозможен, так как банковские счета абсолютно прозрачны для налоговых служб, рассуждает руководитель Comino Евгений Власов. По его мнению, разрешить добычу крипты следует везде, так как она обеспечивает инвестиции в высокотехнологический сектор.
Предложенная система налогообложения идет вразрез с инициативой Минфина, отметил гендиректор Crypterium и Choise.com Владимир Горбунов. Если вводить налог, то облагать надо прибыль или применять шкалу в зависимости от объема операций с минимальным порогом, при котором обязанности отчитываться, и платить не возникает, считает он. Ведь реализовать крипту можно и с убытком, и тогда при переходе в рубли инвестор потеряет не только на валютной переоценке, но и на налогах.
Не стоит торопиться с созданием новых режимов, не убедившись в том, что старые — такие как налогообложение прибыли, дохода в разных вариантах, добавленной стоимости — не работают, полагает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. Нужно понимать, что, во-первых, проблема не в сложности обложения, а в теневом характере деятельности, и во-вторых, что результат добычи могут начать облагать и в случае, если никакой конвертации не произошло, сообщил он. Решив проблему паразитического использования майнерами субсидированных тарифов для физлиц, мы увидим реальную экономику «добычи» криптовалют и сможем содержательнее обсуждать налогообложение.
При выводе крипты можно применять налоговую модель как при обмене валюты на рубли, считает основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. По его словам, при получении прибыли с таких операций используется стандартный режим НДФЛ, за счет чего поддерживаются местные бюджеты, и нет смысла вводить новую систему с цифровыми валютами.
Мария Колобова