Как сообщил «Коммерсант», в ФАС подтвердили получение жалобы. Из документа следует, что упомянутые онлайн-сервисы недовольны доминирующим положением «Яндекса». А именно: организацией работы поисковой выдачи. Искомый запрос, как то объявления, билеты и прочее сервис предоставляет без перехода на отдельную страницу. При этом «Яндекс» задействует только свои ресурсы – инструмент не показывает релевантные запросу ответы компаний-конкурентов, работающих в аналогичных сегментах. Этот, так называемый «колдунщик», привлекает внимание пользователя, а конкуренты, теряя трафик, вынуждены выделять больше средств на продвижение. К тому же, позиция «Яндекса», по их мнению, исключает переговоры, как возможный способ разрешения конфликтной ситуации.
Первыми на транснациональную компанию официально пожаловались представители «Кассир.ру». ЦИАН, 2ГИС, Avito, ivi и «Профи.ру» до этого в ФАС не обращались, ограничившись открыто высказанной претензией. В ответ был представлен новый, визуально напоминающий «колдунщика» сервис.
В ответ на претензии «Яндекс» напомнил – вопрос интерактивных форматов обсуждался с рынком долгое время. Что касается представленного рекламодателям в прошлом году инструмента, который компания считает мировым отраслевым стандартом, то далеко не все выразили готовность работать с ним. Вероятно по причине необходимых технических доработок. Кроме того, в «Яндексе» полагают, поскольку «интерактивные ответы» по умолчанию не закреплены на первых позициях, следовательно, не имеют преимуществ перед органической выдачей.
Представители IT-компании выразили надежду на продолжение конструктивного диалога и последующим размещением рекламы разработок «Яндекса» на сайтах авторов поданной в ФАС претензии, отмечая при этом свой «Яндекс.Директ», который не препятствует появлению на площадке любых конкурентов компании в отличие от сервисов последних.
По мнению экспертов рынка, появление в «колдунщиках» только лишь услуг «Яндекса» может вызывать вопросы у ФАС. На этот инструмент жалуются не первый год. Это свидетельство остроты проблемы и исчерпанных аргументов. Что же до сторонних сервисов, то IT-компания не обязана продвигать их бесплатно, если ссылки на них нет в органической выдаче.
С другой стороны, при отсутствии контроля общественных организаций и ФАС, возможно повторение ситуации таксопарков, которые сегодня превратились в низкомаржинальных подрядчиков IT-гигантов. Для сравнения, эксперты напомнили аналогичную ситуацию с Google, которая прекратила попытки продвижения своих сервисов через поиск после начала разбирательств.