«Яндекс.Браузер» с первой недели февраля начнет фильтровать нежелательные для пользователей форматы рекламы, рассказали “Ъ” в «Яндексе». На прошлой неделе Google объявил о похожем решении в своем браузере Google Chrome. Как сообщали тогда источники “Ъ”, к решению блокировать нежелательные форматы склонялся и «Яндекс».
Форматы, которые «Яндекс» перестанет показывать на компьютерах и мобильных устройствах, определялись вместе с ассоциацией IAB Russia. В их число войдут статичный рекламный блок на весь экран, который можно закрыть только после обратного отсчета, большие всплывающие окна, закрывающие контент, видеореклама с автоматическим включением звука и крупные баннеры сверху или снизу страницы, закрывающие ее содержание.
Фильтрация нужна, чтобы пользователи перестали устанавливать блокировщики рекламы, «которые уже сейчас являются угрозой», поясняют в «Яндексе». В среднем в «Яндекс.Браузере» доля пользователей, установивших блокировщик, достигает 22%, а среди активных пользователей — 26%. Фильтрация агрессивных форматов поможет увеличить уровень доверия к рекламе, рассчитывают в компании. «Сейчас из-за одной площадки, разместившей рекламу, сильно выводящую из себя, страдают все сайты, так как это побуждает пользователя установить блокировщик. Такая программа в дальнейшем будет блокировать на любой площадке всю или почти всю рекламу, в том числе и полезную»,— рассуждает руководитель отдела продуктового управления «Яндекс.Браузера» Дмитрий Тимко.
Владельцев площадок будут уведомлять о блокировке рекламы. При этом в отличие от Google, который при наличии на сайте хотя бы одного некачественного баннера блокирует сразу всю рекламу на странице, «Яндекс» перестанет показывать только раздражающие форматы, чтобы «одновременно не убить бизнес площадки», подчеркивает господин Тимко.
«Доля пользователей блокировщиков растет, и это похоже на замкнутый круг. Площадки пытаются с ними бороться, часто используя еще более раздражающие форматы или не давая возможность просмотра контента»,— согласен глава аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. По его мнению, наличие арбитра в виде Google Chrome или «Яндекс.Браузера», с одной стороны, учитывает интересы пользователя и стимулирует рынок к оптимизации рекламных форматов, в особенности мобильных, а с другой — исключает блокировку всей рекламы подряд. «Это должно пойти рынку на пользу»,— уверен эксперт.
Инициатива «Яндекса» приведет к оздоровлению рекламного рынка в целом, надеется и президент IAB Russia Борис Омельницкий. Специальных исследований по объемам некачественной рекламы не было, хотя крупные игроки проводили собственные замеры, говорит он, оценивая число показов такой рекламы менее чем в 5% от общего объема. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, объем интернет-рекламы в январе—сентябре 2017 года составил 115–116 млрд руб. По словам господина Омельницкого, у крупных СМИ раздражающие форматы не используются — они скорее характерны для сайтов в серой зоне, которые размещают, например, пиратское видео.
Елизавета Макарова, Роман Рожков