Министерство экономического развития предлагает ввести специальные налоговые вычеты по налогу на прибыль для поставщиков-экспортеров, которые захотят работать на создаваемой онлайн-платформе для продажи российских товаров за рубежом. Такая возможность рассматривается для малого и среднего бизнеса как мера привлечения на «русскую Alibaba» (реализовать проект поручил в начале декабря Владимир Путин). Об этом говорится в справке Минэкономразвития к заседанию межведомственной группы по содействию экспорту путем электронной торговли.
«За счет трудности и непрозрачности процедур таможенного оформления, налогообложения часть представителей сегмента малого и среднего предпринимательства не заинтересованы в экспорте своей продукции, — говорится в документе ведомства. — Возможно налоговое стимулирование в виде вычета налога на прибыль при экспорте своей продукции. По данной проблеме необходима позиция Минфина России, АО «Российский экспортный центр», иных заинтересованных членов рабочей группы».
Заседание рабочей группы состоится сегодня, 11 февраля. Запланирован ряд подобных встреч, на которых ведомство с другими заинтересованными в этом вопросе службами, компаниями и ассоциациями обсудит, как «снять барьеры, препятствующие выходу российских товаров на международные рынки».
По итогам предварительных обсуждений с бизнесом Минэкономразвития также выделило ряд других таможенных и налоговых проблем. Среди них — подтверждение нулевой ставки НДС, когда «экспортеру необходимо представить в ФНС России контракт с иностранной компанией, что невозможно при розничной продаже». Ведомство предлагает решить вопрос по аналогичному примеру в рамках ЕАЭС, то есть допустить подтверждение при помощи почтовой накладной. Кроме того, Минэкономразвития предлагает создать автоматический механизм сверки экспортируемых объектов интеллектуальной собственности с перечнем экстремистских материалов (сейчас это слишком длительный процесс).
Также есть сложности с выдачей разрешений на экспорт предметов старины — вещи старше 100 лет сейчас экспортируются только по разрешениям структур Минкультуры; в конце декабря министерство издало документ, по которому сроки выдачи таких разрешений сокращаются до 5 дней. Некоторые вопросы пока остались без ответа — например, «при продаже товаров через интернет продавцу необходимо оформлять кассовые товарные чеки», что труднореализуемо, ведь интернет-площадка не является продавцом.
Владелец компании — экспортера головных уборов Canoe Валерий Туниянц говорит, что инициатива по вычету налога на прибыль на те товары, которые были экспортированы, была бы идеальной для поддержки компаний.
— Это всё равно, что получить скидку на распродаже, — смеется он. Хотя тут же оговаривается, что самая большая проблема состоит в том, что за рубежом может просто не быть спроса на российский товар.
— Там же и свои производители есть, — говорит он. Правда, в списке проблемных точек от Минэкономразвития значится и «отсутствие механизмов продвижения товаров за рубежом»: по этому пункту срочно нужна помощь («необходима позиция и предложения компаний, осуществляющих деятельность в сфере электронной торговли»).
Минфин на запрос «Известий» вчера не ответил.
Минэкономразвития предлагает запустить сначала небольшую версию «русской Alibaba», на отдельной территории, то есть сделать пилотный проект, например, на границе с Китаем или в Калининграде. Минэкономразвития ждет инвестиционных предложений от бизнеса. Сама площадка станет лишь частью истории, инвестору потребуется выстроить систему от производителя до конечного потребителя самостоятельно — включая склады и пр., а также решить, что и куда продавать, пояснил источник в Минэкономразвития. Со своей стороны ведомство также готово общаться с конкретными таможенными постами об упрощении режима.
Совладелец «Юлмарта» Дмитрий Костыгин говорит, что буквально несколько дней назад отправил свое предложение в Минэкономразвития. Концепция «Юлмарта», считает он, может быть использована для создания национальной торговой площадки.
— Продаваться на таком маркетплейсе может всё что угодно, — уточняет бизнесмен. Инвестиции в пилотный проект оценивает в более чем 10 млрд рублей. Осенью 2015 года «Юлмарт» заявил о переходе от концепции интернет-магазина к интегрированной платформе со своей сетью распределительных центров и исполнения заказов. У компании уже есть три распредцентра и 32 городских центра исполнения заказов, 400 пунктов выдачи заказов «Юлмарт Outpost», 300 автомашин разного тоннажа в автопарке для магистральных перевозок и доставки товаров покупателям.
Сейчас же никакой общей концепции проекта по продаже на международные рынки российских товаров не существует. Реальных, готовых к работе концепций по созданию подобного проекта в Минэкономразвития также еще не получали, говорит собеседник «Известий».
Напомним, 3 декабря 2015 года президент Владимир Путин впервые заговорил о создании проектного офиса по сопровождению крупных экономических проектов. Этот шаг запланирован для поддержки российских частных компаний в сфере электронной торговли, чтобы отечественные товары имели возможность поставляться через интернет во все страны мира. Вопрос поручили проработать Минэкономразвития, Минпромторгу, Минкомсвязи, Минфину, Минвостокразвития до 1 июля 2016 года.
Евгения Перцева