Согласно тексту законопроекта, размещенному на портале проектов нормативных правовых актов, вступление документа в силу намечено на 1 января 2017 г. Законопроект вносит изменения в законы "О связи", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в Жилищный и Градостроительный кодексы. Он предоставляет операторам связи безвозмездный доступ к общему имуществу дома при размещении сетей связи для оказания телекоммуникационных услуг жильцам дома. Согласно законопроекту, оператору больше не нужно получать одобрения 2/3 собственников помещений для размещения оборудования в общих помещениях дома для оказания услуг связи его жильцам. Теперь оператор будет заключать договор с лицом, осуществлящим в соответствии с Жилищным кодексом управление домом.
Тем не менее, в июне Минэкономразвития (МЭР) дало отрицательное заключение на разработанный Минкомсвязи законопроект. В частности, в документе не представлен анализ актуальности проблемы НДД для всех городов и населенных пунктов России и, как следствие, неясно, необходимо ли формировать единый либо разные подходы к решению этого вопроса.
Кроме того, закон требует, чтобы проект строительства многоквартирного жилого дома включал необходимую инфраструктуру и оборудование для размещения средств связи. Однако это может потребовать дополнительных расходов от застройщика, а значит, и удорожание 1 кв м жилого помещения. В законе также не предусмотрена оценка расходов жильцов на электроэнергию, потребляемую оборудованием связи, и на содержание этого оборудования, которое является общедомовым. Разработчик законопроекта никак не отреагировал на замечания МЭР: в тексте документа они не учтены.
По словам директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадима Живулина, ведомство концептуально поддерживает предложенный проект. "У нас было два важных замечания: первое - это вопрос удорожания стоимости жилья при сохранении пункта о том, что застройщик обязан предусматривать во всех домах помещение для интернет-коммуникаций и сопутствующие элементы. Коллеги с нами согласились", - отметил он.
Второе замечание МЭР касается выбора оператора. "Предполагалось, что он производится управляющей компанией. Но как быть в случае, если УК находится на агентском договоре, и ее решения принимаются без учета мнения жильцов? Этот пункт остался не урегулированным", - сказал Вадим Живулин. По информации пресс-службы МЭР, все спорные вопросы, не решенные в ходе согласований с разработчиком, выносятся на уровень Правительства, где и принимается итоговое решение. "Есть основания полагать, что проект по ссылке не последняя версия и коллеги продолжают работу над документом", - отметил сотрудник Минэкономразвития.
Вице-президент по правовым вопросам Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) Михаил Пашков полагает, что разработанный Минкомсвязи законопроект в его нынешнем виде не поможет решить проблемы с НДД. Из текста документа неясно, какое ведомство будет следить за исполнением закона. Жилищная инспекция отвечает за исполнение Жилищного кодекса, а операторы - закона "О связи", однако нет надзорного органа, который бы осуществлял контроль за ситуацией со связью в многоквартиных домах в целом.
Более того, по его словам, проблему необходимо решать на совсем другом уровне. Надо, чтобы оператор, разместивший оборудование в многоквартирном доме, являлся собственником этого имущества. Сегодня же компания, разместившая в доме оборудование связи, не регистрирует право собственности на нее и из-за этого сталкивается с трудностями, когда, например, сотрудники техподдержки не могут получить доступ к оборудованию.
"Ростелеком" поддерживает текущую редакцию законопроекта, говорит представитель компании. "Она уже в достаточной степени проработана, как в части концепции, так и в части юридической техники. В случае принятия этого закона нам будет значительно проще получать доступ в дома, хотя это и не решит всего комплекса проблем, связанных со строительством сетей связи в жилых домах", - подчеркнул он. Среди таких проблем - отсутствие в домах необходимой пассивной инфраструктуры, вопросы подключения к электросетям и учета потребляемой электроэнергии и др. Сотрудник "Ростелекома" знает, что Минкомсвязи совместно с операторами ведет в этом направлении работу, "соответствующие проекты подзаконных актов разработаны и проходят согласование", говорит он.
"Акадо Телеком" тоже поддерживает законодательные инициативы, направленные на решение вопроса НДД, сообщила пресс-служба компании. Представители "Акадо" активно участвуют в обсуждении законопроета. "Документ масштабный, он затрагивает интересы и операторов, и управляющих компаний, и абонентов. Поэтому доработки и корректировки необходимы - это нормальный рабочий процесс. Но в интересах всех участников решить вопрос НДД как можно быстрее", - считает сотрудник оператора.
Как ранее сообщал ComNews, Минкомсвязи разработало законопроект по НДД еще в 2015 г. Весной 2015 г. Минкомсвязи согласовывало документ с Минстроем, однако этот процесс был непростой и затянулся. В начале этого года проблемой доступа операторов связи в жилые дома занялся президент РФ. В феврале 2016 г. Владимир Путин поручил Минстрою, Федеральной антимонопольной службе, Минкомсвязи, Роскомнадзору, а также Медиа-коммуникационному союзу до 1 июня представить предложения по решению этого наболевшего вопроса, с чем ведомства справились.
Елизавета Титаренко