Об интересе российских операторов (в первую очередь проводных) к электрозаправкам «Известиям» рассказали их представители. Так, «Ростелеком» с прошлого года развивает сеть таких станций в Москве и Подмосковье –– сейчас в ней уже 100 объектов, сообщил официальный представитель компании Валерий Костарев.
По оценкам Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры (АЭТИ), в стране насчитывается всего около 350 общедоступных электрозаправочных станций (ЭЗС). Согласно статистике АЭТИ, на «Ростелеком» приходится свыше 28,5% из них.
Большинство ЭЗС расположено во дворах жилых домов, они предназначены для заправки не только автомобилей, но и электросамокатов, велосипедов и прочих устройств, рассказывает представитель «Ростелекома». Большая часть станций компании имеет мощность 22 кВт (зарядка на них занимает до восьми часов). Но есть и «быстрые» –– на 50 кВт (позволяют зарядить аккумулятор за 20–40 минут), рассказывает он. Долю таких зарядок в общем парке «Ростелекома» Валерий Костарев не назвал.
В российском офисе шведско-швейцарской ABB (производитель зарядок) «Известиям» сообщили, что в России сейчас около 100 быстрых зарядных станций на постоянном токе (50 кВт) и несколько сотен медленных (до 22 кВт).
«Ростелеком» рассматривает электрозаправки как часть проекта «Умный город», который компания реализует в 50 регионах. Они придают дополнительный функционал «умным» мачтам городского освещения, остановкам и парковкам, где расположены, поясняет Валерий Костарев.
В конце октября первые 10 электрозаправок в Москве открыла «дочка» МТС –– МГТС. Семь из них –– быстрые, 50-киловаттные, рассказывает директор департамента развития компании Дмитрий Зиненок. Он называет проект пилотным и планов по расширению сети не приводит. По его словам, на этапе тестирования услуга для владельцев электромобилей будет бесплатной.
Оператор рассчитывает на интерес столичных транспортников к проекту.
–– Московские городские власти приняли решение с 2021 года отказаться от закупки автобусов на моторном топливе и уже закупают самый современный российский электрический транспорт. Таким образом, развитие инфраструктуры ЭЗС можно рассматривать как необходимость, –– отмечает Дмитрий Зиненок.
Что касается электромобилей, то в России сегодня более 4,6 тыс. таких машин, из которых около 80% приходится на модель Nissan Leaf, свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат».
С электрозаправками экспериментируют компании связи, у которых есть избыточные электрические мощности, отмечает сотрудник одного из провайдеров.
Другие опрошенные «Известиями» сотовые и фиксированные операторы выходить на рынок ЭЗС пока не собираются. Но попытки такие предпринимались. Так, в 2015 году «Скартел» (работающая под брендом Yota «дочка» «Мегафона») и дистрибутор электромобилей Revolta Motors объявили о планах создания в Москве и Санкт-Петербурге сети из 100 ЭЗС. Участие в проекте оператор рассматривал как возможность «прощупать» новый сегмент, говорит представитель «Скартел». Но за несколько лет рынок электрокаров так и не стал значительным и, по оценкам экспертов, занимает менее 1% автомобильного. Поэтому Yota решила выйти из проекта, рассказал он «Известиям».
Операторы, чьи доходы от основного бизнеса сейчас растут крайне медленно, ищут пути его диверсификации и ЭЗС –– один из них, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Пока, кроме расходов и имиджевых дивидендов, это им ничего не приносит. Но тенденции таковы, что за электромобилями будущее, поэтому и спрос на услуги ЭЗС относительно скоро станет массовым, уверен он. В тестовых зонах операторы нарабатывают необходимые компетенции, выстраивают отношения с поставщиками оборудования и электроэнергии, рассуждает эксперт.
Рынок электрозаправок в России сейчас пока зарождается, тем не менее осваивающим его связистам придется столкнуться с конкуренцией. Например, установкой зарядной инфраструктуры для электротранспорта в 2019 году также заинтересовались девелоперские компании. В Санкт-Петербурге уже есть отдельное положение в градостроительном законодательстве о том, чтобы устанавливать определенное количество ЭЗС (в зависимости от площади и других параметров) в новых домах, рассказала «Известиям» председатель АЭТИ Ия Гордеева. Но так как документ вступил в силу в январе 2019 года, результат будет виден только через несколько лет, считает она.
Ия Гордеева также отметила, что на рынок ЭЗС активно выходят и российские производители, в том числе предприятия концерна КРЭТ (структура «Ростеха»). Изначально поставщиками оборудования для электрозаправок были финские Ensto, затем на рынок вышли ABB, французская Schneider Electric, немецкая ABL Sursum и другие.
Также развитием инфраструктуры для электрокаров в России занимаются «Автодор» (управляет платными дорогами) и «Россети». Электросетевая компания, по данным на апрель 2019 года, установила 226 зарядных станций в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге, Тюмени, Сочи, Самаре, Красноярске и на острове Валаам. У «Автодора» ЭЗС есть на трассах М-1 «Беларусь», М-4 «Дон», М-3 «Украина», М-11 Москва — Санкт-Петербург, планируется их установка на ЦКАД.
По оценкам специалиста по оборудованию для зарядной инфраструктуры ABB Дмитрия Фомина, все электромобили в РФ потребляют в месяц всего 30 МВт/ч электроэнергии на публичных зарядных станциях. По словам эксперта, это, как правило, быстрые ЭЗС. При этом дефицит таких станций при нынешнем количестве электротранспорта в стране он оценивает примерно в 300 штук.
В Европе минимальное соотношение быстрых ЭЗС к числу электромобилей составляет 1:12. У нас в этом смысле явное отставание, добавил эксперт. Это связано с большими капитальными инвестициями и отсутствием реальной окупаемости затрат, считает он.
Валерий Кодачигов
Александр Волобуев