Если в течение недели производство электроники в Китае, замороженное из-за эпидемии коронавируса, не возобновится, к концу марта ее российские продавцы столкнутся с дефицитом товара. Об этом «Известиям» сообщил топ-менеджер одного из российских IT-дистрибуторов. О возможных перебоях поставок российских партнеров в той или иной форме предупредили практически все компании, производящие электронику в Китае, отмечает он.
Уже поступает информация, что каникулы на фабриках будут продлены до 14 февраля (пока они действуют до 10-го числа), говорит директор по дистрибуции дивизиона «Широкопрофильная дистрибуция» компании Merlion Татьяна Соколова. По ее словам, в зоне риска — смартфоны, уже к концу февраля — началу марта возможны дефицит товара и рост цен. По оценке ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, каждую неделю простоя фабрик цены на электронику будут расти на 1,5–3% в зависимости от типа товара. Проблемы с поставками затронут все китайские бренды, а также Apple и частично Samsung, предупреждает аналитик.
О перебоях в поставках говорит и гендиректор и председатель совета директоров одного из крупнейших в Восточной Европе IT-дистрибуторов Asbis Сергей Костевич. Насколько длительным окажется локаут, решится на этой неделе — если власти Китая продлят каникулы еще на неделю, может возникнуть дефицит электроники на рынке, не исключает он.
Представитель «Марвел-Дистрибуции» утверждает, что часть офисов логистических партнеров дистрибутора продолжает работать, еще часть закрыта из-за карантина. Компания прорабатывает альтернативные варианты по всем действующим поставкам, ищет оптимальные пути и места назначения для грузов, говорит представитель «Марвел».
«Связной» не располагает информацией об изменениях в графике поставок товаров, говорит его представитель Дмитрий Михайлов. Сейчас все отгрузки выполняются согласно обязательствам, отмечает он.
Представитель МТС Алексей Меркутов отмечает, что на российских складах большой запас гаджетов, которого хватит на несколько месяцев бесперебойных поставок. В компании не ожидают проблем с поставками, связанных с каникулами на фабриках в Китае.
Представители Apple и Samsung отказались от комментариев. iPhone в Китае собирает компания Foxconn. Источник, близкий к компании-партнеру нескольких производителей электроники, сказал «Известиям», что Foxconn пока не меняла планов по выпуску «яблочной» продукции. Кроме того, техника Apple производится не только в Китае — ее изготавливают в Индии, во Вьетнаме, в Мексике, перечисляет собеседник «Известий».
— Мы внимательно следим за ситуацией с коронавирусом и проактивно действуем в рамках директив местных органов власти во всех местах нашего присутствия, — сообщил гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко.
Российский офис компании Huawei работает в штатном режиме — не выявлено ни одного случая заболевания или наличия симптомов среди сотрудников, заявила «Известиям» пресс-секретарь Huawei Devices Анастасия Смирнова. Временно сведено к минимуму количество командировок в Китай. Поставки оборудования и другой продукции идут по ранее согласованному плану, утверждает представитель Huawei. Все офисные помещения, лифты, комнаты для персонала, кафетерии, маршрутные автобусы и другие дополнительные объекты Huawei регулярно проходят тщательную дезинфекцию, добавляет он.
Пока запасы смартфонов у ритейлеров есть — до марта ожидать дефицита вряд ли стоит, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Правда, нельзя исключать, что покупатели, ожидающие появления новых моделей смартфонов, которые планируется анонсировать в феврале, еще долго их не получат, ведь произвести новинки будет просто некому, отмечает эксперт. Но чем-то страшным отсутствие смартфонов в магазинах не обернется, ведь это не продукты, лекарства или бензин, говорит эксперт.
Ситуация с коронавирусом окажет влияние на различные отрасли не только в России, но и во многих других странах. Как писали «Известия», по данным JPMorgan, за 18 лет доля Поднебесной в глобальном ВВП выросла с 4 до 18%, в туризме — с 2 до 9,1%, а в производстве — с 8,6 до 28,2%.
Ситуация со вспышкой вируса в Китае может негативно повлиять на авторынок, считают в Объединении автопроизводителей России. По оценкам исполнительного директора организации Игоря Коровкина, импортные комплектующие из Поднебесной занимают в РФ до четверти (около 20–25%) всего объема рынка. Сегодня в автопроме вряд ли можно найти комплектующие без китайских компонентов.
31 января о возможных проблемах со сборкой машин уже официально объявил КамАЗ. Гендиректор предприятия Сергей Когогин предупредил о том, что с марта объемы производства могут быть сокращены на фоне рисков с поставками китайских запчастей.
Первым крупным зарубежным производителем, объявившим о приостановке выпуска машин за пределами КНР, стала южнокорейская Hyundai. Причиной стала приостановка работы китайских заводов по выпуску кабелей.
По словам аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, если вирусный кризис в Китае затянется, значительные потери понесет рынок недорогих запчастей для иномарок, заменяющих оригинальные брендированные комплектующие. Цены на дорогие китайские компоненты могут вырасти на 30–50%, а на дешевые — в два–три раза, оценил эксперт.
Но возможный дефицит китайских автомобилей не приведет к росту их стоимости, считает Алексей Калачев. Этот рынок всё же устроен несколько иначе. На фоне общего снижения продаж автомобилей сокращение предложения одним производителем будет быстро замещено другими.
Валерий Кодачигов
Анастасия Гаврилюк
Евгения Перцева