Спрос на лицензионную музыку превзошел ожидания создателей музыкального стриминг-сервиса Zvooq. 20 января Zvooq объявил о запуске обновленной версии своего мобильного приложения с фримиум-режимом, позволяющего в стриминге (при наличии подключения к интернету) слушать любую музыку из полного каталога сервиса, в любом объеме и без временных ограничений бесплатно, но с рекламой. К концу января приложение Zvooq вышло на первые строчки рейтинга AppStore среди всех самых популярных приложений для смартфонов в России и СНГ, и с тех пор три месяца подряд не покидает ТОП-10. За это время пользователи более 0,7 млн раз установили новое приложение на свои устройства, а общее количество пользователей в базе Zvooq вплотную приблизилось к 5 млн, из которых около 1 млн пользуется сервисом активно.
Даже имея бесплатный доступ к любой музыке из каталога Zvooq в стриминге (более 20 млн композиций, 25 000 лейблов, свыше 0,5 млн исполнителей), пользователи готовы тратить деньги на дополнительные возможности, которые имеют добавленную ценность в сравнении с фримиум-режимом или другими бесплатными нелегальными и легальными источниками музыки (радио, YouTube, музыкальные каналы и др.). Фримиум-режим позволил не только успешно конкурировать за внимание массовой аудитории с пиратами и другими легальными источниками казуального прослушивания музыки, но и дольше удерживать потребителей в сервисе, что повышает шансы конвертировать фримиум-пользователей в подписчиков.
За три месяца число подписчиков премиум-версии Zvooq+, позволяющей отключить рекламу и сохранить музыку в телефоне в высоком качестве, выросло в три раза. В январе, до запуска фримиум-режима доля платных подписчиков среди всех активных пользователей составляла 2%, в середине апреля их было уже 6%. Один фримиум-пользователь за три месяца приносит сервису до 30 рублей за счет доходов от рекламы, у премиум-подписчика показатель составляет 400 рублей до вычета доходов правообладателей. За время существования Zvooq в проект вложено больше $20 млн.
Сегодня музыку в Рунете слушает примерно 45 млн уникальных пользователей, генерирующих около 20 млрд прослушиваний ежемесячно, что ставит Россию в первую десятку стран по уровню потреблению онлайн-музыки. При этом 8 из 10 прослушиваемых в Рунете треков приходятся на нелицензионные источники, из-за чего по уровню монетизации онлайн-дистрибуции музыки Россия не входит даже в топ-30 стран-лидеров. Таким образом, сегодня важно не ломать уже сформированную привычку массовой аудитории слушать музыку в Интернете, а извлечь содержащийся в этой привычке коммерческий потенциал.
С вступлением 1 мая в силу расширенной версии антипиратского закона Zvooq прогнозирует существенный рост аудитории легальных онлайн-сервисов. Отключение или существенные ограничения функции прослушивания музыки на крупнейших нелицензионных ресурсах приведет к тому, что аудитория легальных музыкальных сервисов к концу года способна вырасти в 3-5 раз. Zvooq, как и ряд экспертов согласен с тем, что к 2017 году число пользователей, так или иначе платящих в музыкальных сервисах, может достигнуть отметки в 15 млн человек.
«На фоне блокировок правообладателями нелицензионных источников потребления музыки Zvooq планирует к концу 2015 года нарастить количество активных уникальных пользователей до 3-4 млн и увеличить долю платных подписчиков с 6% до 10%, а в течение 12 месяцев довести ее до отметки в 15%, – говорит генеральный директор Zvooq Михаил Ильичев. – Для обеспечения экономической эффективности нашего проекта необходимо, чтобы количество подписчиков Zvooq+ достигло отметки в 100 тысяч человек, что вполне достижимо с текущей динамикой и контекстом времени».