О заказчике
Карагандинский литейно-машиностроительный завод основан в 1940 году. Предприятие с историей, но это не значит - устаревшее. На сегодня оно оснащено новейшим европейским оборудованием, в числе которого 59 современных станков ЧПУ - с числовым программным управлением - и 230 единиц вспомогательного оборудования и измерительных приборов. Действующая номенклатура продукции завода превышает 7 тыс. наименований, начиная от запчастей и расходных материалов до горно-обогатительного оборудования в сборе.
Об исполнителе
«Деснол Софт» - участник инновационного IT-кластера Сколково, официальный партнер фирмы «1С», разработчик автоматизированных систем для бизнеса и производства:
Разработанные «Деснол Софт» программные продукты официально включены Министерством связи и массовых коммуникаций РФ в Реестр отечественного ПО, рекомендованного для муниципальных и государственных закупок.
Предпосылки проекта
Чтобы добиться бесперебойной работы производства, необходимо отладить процесс качественного обслуживания оборудования. С определенного момента руководство предприятия пришло к выводу, что «ручное управление» в ТОиР не позволяет добиваться требуемой эффективности. И тогда было принято решение об автоматизации процессов управления активами в рамках масштабной стратегии цифровизации во всем производственном холдинге.
К моменту запуска проекта по внедрению EAM-системы на предприятии уже использовали «1С:ERP Управление предприятием» преимущественно для бухгалтерского и кадрового учета, в которой казахстанский интегратор ExSolCom продолжал отладку финансового блока.
Никита Задорожный, руководитель группы проектов модернизации и трансформации информационных систем КЛМЗ: «Для управления активами было выбрано решение 1С:ТОИР 2 КОРП, и в качестве интегратора выступила компания «Деснол Софт». Во-первых, компания является разработчиком системы 1С:ТОИР; во-вторых, имеет большой, в том числе международный опыт ее внедрения; в-третьих само решение разработано на платформе 1С, следовательно, его будет комфортно интегрировать в наш ИТ-ландшафт».
Проект внедрения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» в КЛМЗ проходил с мая 2021 по апрель 2022.
Задачи и решения
В то время как процессы снабжения уже были автоматизированы в 1С:ERP, управление ТОиР цифровизовано не было.
Первая проблема связана с тем, что информация о неисправностях, возникавших на производстве, вносилась в бумажный журнал, поэтому собрать статистику и отследить закономерности, которые помогут выявить причины отказов оборудования, было практически невозможно. Планирование ТО по этой же причине было затруднено, а процесс проведения работ тормозился поиском необходимой технической информации об объекте ремонта.
Была поставлена цель обеспечить своевременное обслуживание 100 % критичного оборудования и оперативный доступ к техдокументации по объектам и ремонтам. Для этого было необходимо выполнить классификацию и категоризацию оборудования, после чего поддерживать ее и нормативы на обслуживание в актуальном состоянии.
В результате паспортизации в 1С:ТОИР была сформирована единая полная и доступная в оперативном режиме база оборудования и нормативов с классификацией объектов ремонта по категориям.
Второй краеугольный камень «ручного учета» связан с отсутствием данных для детализированного учета затрат на ТМЦ. Раньше потребность ТМЦ формировалась исходя из годового плана-графика ремонтов, который велся в «ручном режиме» и, конечно, мог содержать погрешности. После оценки годовой потребности отделом материально-технического снабжения (ОМТС) документ проходил процедуру согласования вначале в КЛМЗ, а затем и в головной компании «Казахмыс». Однако такая процедура не имела под собой достоверного и прозрачного обоснования потребности в ремонтах, материалах и запчастях.
Стратегия развития предприятия предполагает обоснованное планирование затрат, поэтому одной из задач 1С:ТОИР стало обеспечение такой возможности. Теперь в EAM-системе ведется учет плановых ремонтов в разрезе каждой единицы оборудования, что позволяет формировать потребность ТМЦ для ее последующей передачи в 1С:ERP.
И, наконец, ранее все выполненные работы отражались только в конце месяца, а данные по простоям оборудования не отслеживались в принципе, что препятствовало повышению эффективности работ по ТОиР. Эти данные необходимо было систематизировать для возможности последующей аналитики. В 1С:ТОИР не только фиксируется 100 % простоев критичного оборудования с указанием причин, но и выполняется сбор соответствующей статистики с целью дальнейшей обработки.
Критичным считается основное производственное оборудование, выход из строя которого приводит к останову производства. Однако, в зависимости от конкретного выполняемого заказа, критичным может стать практически любое оборудование, которое задействовано в техпроцессе. Поэтому внедрение 1С:ТОИР для КЛМЗ не просто инструмент грамотного учета и планирования ремонтов, но и возможность повысить гарантии выполнения контрактов перед заказчиками.
Ход проекта
Проект внедрения имел свои особенности - в первую очередь, это удаленный формат и 3-часовая разница во времени между специалистами «Деснол Софт» и кураторами проекта со стороны КЛМЗ.
В рамках этапа паспортизации под руководством специалистов разработчика в базу данных было внесено более 3,5 тыс. объектов ремонта, почти 600 техкарт и свыше 1,2 тыс. техопераций, а из 1С:ERP было загружено 23 справочника.
Следующим этапом стало обследование системы, которое «Деснол Софт» провел в удаленном формате, в результате чего был разработан «Отчет по отклонениям», содержащий необходимые доработки в части учета МТО. Были разработаны и в последствие реализованы схемы интеграции 1С:ТОИР с 1С:ERP, особенно в части планирования бюджета, заказа и списания ТМЦ. А также зафиксировано требование о переносе основных средств в 1С:ТОИР.
Между системами 1С:ТОИР 2 КОРП и 1С:ERP обеспечен двухсторонний обмен данными: из мастер-системы в 1С:ТОИР 2 КОРП передается нормативно-справочная информация, обратно - заказы на ТМЦ.
Специальные доработки
В ходе адаптации системы 1С:ТОИР реализован механизм соответствия объектов ремонта и основных средств, который служит для корректного отражения затрат в разрезе основных средств в 1С:ERP. А для формирования потребности в запасных частях и услугах для дальнейшего формирования бюджета сформирован документ «Потребность в ТМЦ и услугах». Потребность собирается по «Заказам на внутреннее потребление» с видом операции «Для бюджета», затем корректируется и согласовывается, после чего документы передаются в 1С:ERP. Для основания списания ТМЦ в 1С:ТОИР разработана печатная форма «Наряд-заказ», которая ежемесячно передается бухгалтерии. Обеспечение заказов происходит на стороне 1С:ERP, но в 1С:ТОИР созданы статусы для каждой позиции. Как только для каждой позиции выставлен статус «обеспечен», персонал может приступать к работам.
Кроме того, в 1С:ТОИР сформировано еще 2 специальных отчета: «Остатки и доступность товаров» и «Товарный календарь».
По завершении адаптации и интеграции были проведены приемосдаточные испытания, а специалисты КЛМЗ были обучены работе в системе. Для разграничения доступов и управления ключевыми функциями в 1С:ТОИР доступно 5 ролей пользователей с определенным набором прав и параметров работы. Это администратор информационной системы, сотрудник производства и сотрудник ремонтного участка, а также рабочие места «Анализ эффективности» и «Нормативы и НСИ».
Этап опытно-промышленной эксплуатации системы длился с ноября 2021-го по март 2022 года, а с февраля по апрель «Деснол Софт» осуществлял поддержку пользователей, помогая сотрудникам КЛМЗ освоить 1С:ТОИР на практике. К завершению этого этапа в системе было создано более 2000 документов, и уже в мае 2022 года она введена в промышленную эксплуатацию.
Итоги проекта
Пилотный проект реализован более чем результативно, и это означает, что в планах у компании - тиражирование этого опыта на другие предприятия холдинга. Решение 1С:ТОИР успешно интегрировано в ИТ-ландшафт предприятия, а значимые процессы автоматизированы без существенных доработок системы в рамках действующей процессной модели.
Благодаря 1С:ТОИР получилось достигнуть целевых значений по обеспечению оперативности, достоверности и актуальности информации по ремонтам и ТО для формирования аналитической отчетности и принятия управленческих решений. Процесс планирования ремонтных работ упрощен и ускорен, формирование бюджета на ТОИР основано на точных данных и аргументировано, сотрудники не испытывают таких проблем с обеспечением ТМЦ, как прежде. А возможность анализа информации о простоях позволяет разрабатывать план действия по сокращению этих простоев и предупреждению их в будущем.
Использование 1С:ТОИР позволяет КЛМЗ применять комбинированную стратегию обслуживания оборудования. С одной стороны, используется планово-предупредительные ремонты, а с другой, для части оборудования - используется стратегия «по состоянию». Сотрудники КЛМЗ проводят периодические обходы и осмотры оборудования, заносят данные в 1С:ТОИР. И, исходя из технического состояния, специалисты принимают решение о проведении ТО или ремонта, корректируя план-график ППР. Это позволяет предприятию не делать лишние работы и, тем самым, более рационально расходовать средства бюджета на ремонты.